Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Целеполагание и стратегическое управление. Проблемы целеполагания

Журнал "Менеджмент сегодня", №3, 2017

ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема главной цели организации

Управление организацией всегда начинается с определения ее цели. В литературе в качестве главных приводятся самые разные цели организации: получение прибыли [38, с. 217] (хотя, с другой стороны, Ч. Барнард считает, что прибыль не может быть провозглашена целью организации [8]); «обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника» [41, с. 9]; «сохранение равновесия между получением прибыли и обеспечением устойчивого развития» [43, с. 826]; выживание компании и увеличение доли рынка [26, с. 31]; рост стоимости бизнеса [32, с. 56]; конечный продукт [16, с. 457]; повышение эффективности производства (хозяйствования) [37, с. 1]; стратегическое видение («описывает, какой компания стремится быть», а также «ожидаемые результаты» [36, с. 11]); «набор параметров оптимального и целесообразного функционирования развивающегося предприятия или предполагаемой модели его желаемого состояния» [12, с. 18]; устойчивое развитие [7, с. 1278]; определение цели исходя из миссии / видения [15].

При этом никто из авторов не указывает конкретных методик постановки целей. В связи с этим М.А. Лавренчук пишет, что «главное в организации — ее целостность (а не целенаправленность)», а сама организация — это «объект, состоящий из людей и технических средств, взаимодействующих ради успеха целого» [30, с. 175].

Такую ситуацию объясняют тем, что «процесс этот крайне сложен и затратен, т.к. достаточно трудно определить основные направления дезагрегирования основной цели (миссии) компании» [42, с. 105]. В статье А.Э. Петросяна «Природа организационных целей» было даже отмечено, что «за последние полвека не было предпринято ни одной серьезной попытки разобраться в природе организационных целей. Остается загадкой, в чем заключается их своеобразие. А поскольку понятие организационной цели является краеугольным камнем теории организации, неудивительно, что этой теории по-прежнему недостает стройности и завершенности... Приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [35, с. 68, 76].

В то же время «необходимость цели — это аксиома, она заложена в самих словах «система», «координация», «кооперация» [3, с. 85], а «если задачи организации неясны, ее члены, вероятно, заменят цели организации своими собственными целями» [46, с. 123]. Классическая теория стратегического управления может работать только при постановке цели «от достигнутого», т.е. когда ее достижение возможно эволюционным путем. Однако накопление противоречий в организации, изменение внешней ситуации требует также и проведения революционных изменений в целях преодоления серьезных проблем и кризисов, реализации новых открывающихся возможностей — без этого организация просто не выживет [1, 9]. Управление организацией требует постановки не только целей «от достигнутого», но и целей революционного развития.

Единство и борьба противоположностей в развитии организации << СОДЕРЖАНИЕ  >> Четыре категории целей организации
__________________
Версия для печати


:

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025