Создание системы стратегического управления и вертикали власти предприятия
1. Проблема стратегического управления в предприятии
Если посмотреть вопросы стратегии и вертикали власти в предприятии, то первому вопросу посвящено очень большое число статей и монографий, по второму же они практически отсутствуют. При этом Игорь Ансофф – один из основателей стратегии в менеджменте писал: «Несмотря на то, что технология стратегического планирования существует уже почти двадцать лет, в настоящее время большинство фирм отдает предпочтение менее хлопотному и менее сложному долгосрочному экстраполятивному планированию» [Ансофф, 1999, с. 66] – планированию от достигнутого. К тому же стратегическое планирование, как отмечается в современной литературе – это еще не стратегическое управление. Оно осуществляется в условиях неопределенности, когда конечный результат последовательности действий еще не очевиден. При этом «эволюция целей также является неотъемлемой частью формулирования стратегии...» [Куинн, 2001].
Уже в наши дни А.Н. Петров в своей монографии «Стратегический менеджмент: в поисках новой парадигмы» пишет, что достоверность результатов стратегического менеджмента по прошествии времени быстро снижается до такой степени, что они (результаты) становятся бесполезными и даже вредными для руководства организации» [Петров,2022, с. 30]. А позднее А.В. Новиковым отмечается, что «в настоящее время пока практически отсутствуют положительные примеры, достойные стать основой нового учения о стратегическом управлении. … без адекватного управления достижением стратегических целей управление оказывается неэффективным, фрагментарным» [Новиков, 2023, с. 234].
И причины неудач стратегического управления А.Н. Петров определяет так: «По своей структуре коммерческие организации представляют собой иерархические социальные системы, в которых командно-властные отношения и отношения подчинения и солидарности выстраиваются с целью придать им формальный статус…. На этом уровне происходит дискурсивное формулирование стратегии в контексте повышения эффективности. Первый уровень власти – уровень, на котором вы заставляете других делать то, что в ином случае они бы не сделали. … под ним находится скрытый второй уровень, на котором происходит непринятие решений» [Петров,2022, с. 113].
Однако эта проблема была отмечена столетие назад применительно к управлению человеком. Она заключается в доминировании личного интереса самого человека, в том числе и высших руководителей предприятия, цели назначаемые ему свыше для него «ничто» [Дюркгейм]. В итоге «цели высших руководителей компании зачастую не соответствуют целям ее акционеров. … Цели компании на самом деле являются плодом переговоров о целях отдельных ее участников» [Ансофф, 1999, с. 77]. И стратегическое управление развитием компании требует не только видения будущего организации на высшем уровне, а и отсутствия разногласий во взглядах руководства на выбор дальнейших путей развития организации [Гайфутдинов, Алтынбаева. 2023]. Требует проведения стратегических целей по всей иерархии предприятия – строгой вертикали власти.
2. Вертикаль власти в предприятии
Доведение цели предприятия до каждого руководителя и рядового сотрудника осуществляется по цепочке руководитель (на высшем уровне – собственник) – подчиненный (на самом нижнем уровне – рядовой сотрудник). И длина этой цепочки может достигать 5-и даже более уровней иерархии. При этом у каждого из них доминируют свои личные цели, а не цели предприятия. При этом они осуществляют свою деятельность в интересах предприятия только за счет вертикали власти. Как писал Макс Вебер, «хозяйствование (отдельного индивида) будет социальным действием только в том случае и лишь постольку, поскольку оно принимает в расчет поведение третьих лиц» [12, с. 82]. В предприятии деятельность руководителя предприятия будет направлена на достижение целей предприятия только в том случае, если он будет принимать в расчет оценку собственником деятельности доверенного ему предприятия – положительную при достижении целей, и отрицательную, вплоть до увольнения, – при недостижении. И так по всей иерархии предприятия. Каждый подчиненный вынужден выполнять производственные задания своего руководителя – добиваться его лояльности – без чего он просто будет уволен.
3. Эффективное стратегическое управление в предприятии
Как показано в описании услуг по разработке и внедрению организационной документации предприятия, эффективная деятельность персонала предприятия может осуществляться только при формировании в предприятии общности интересов всех сторон деятельности: самого предприятия (определяемых собственником), руководства, персонала. И только при внедрении такой документации и обеспечения общности интересов и будет возможна разработка стратегии, обеспечивающей интересы и собственника, и руководства, и всего коллектива. Когда на первом уровне власти не будет принудительного навязывания стратегических целей предприятия, а на скрытом следующем – не будет происходить непринятия стратегических решений.
Только сформировав единство интересов всех сторон деятельности предприятия можно осуществлять реальное стратегическое управление. Иначе оно будет не принятым персоналом, принудительным, неэффективным, фрагментарным.
Как видно, создание системы стратегического управления – это фундаментальная проблема, что отмечалось и Игорем Ансоффом – ее основателем [Ансофф]. К разрешению этой проблемы мы шли более 15-лет параллельно занимаясь и проведением консалтинговых услуг повышению эффективности деятельности предприятия, которое осуществить без стратегического управления очень проблематично, и проведением необходимых теоретических исследований («Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна» – Пафнутий Чёбышев), и мы создали методику построения стратегического управления предприятия. Она во всем своем комплексе должна обеспечивать и интересы предприятия, и интересы коллектива. Эта методика более полно описано в наших статьях 2023 года «Организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: единая рекурсивная практическая методика» PDF , (краткая версия статьи PDF ) и «Единственно правильная организационная документация предприятия» PDF . , готовящейся к публикации статье «Создание системы стратегического управления предприятия».
Срок проведения консалтинговых услуг по разработке системы стратегического управления для малого; среднего; крупного, предприятия это: 0,5-1 месяц; 1-2 месяца; >2-х месяцев.
Стоимость для малого предприятия (до 100 человек) – 80–240тыс. руб.; для среднего предприятия (100–250 человек) 160–480 тыс. руб.; для крупного (свыше 250 человек) от 320тыс. руб.; без НДС (УСН).
Для более подробной информации по вопросам наших консалтинговых услуг по разработке системы стратегического управления предприятия, а также заказу консалтинговых услуг, достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.
______________
ЛИТЕРАТУРА
Ансофф И. 1999. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком.
Вебер М. 2016. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология.
Гайфутдинов Р.И., Алтынбаева Э.Р. 2023. Инструменты стратегического управления развитием компаний // Научный альманах. Экономические науки. N 2-1 (100).
Дюркгейм Э. 1991. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2020a. Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт // Проблемы теории и практики управления. №2.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2020b. Построение эффективного предприятия // Проблемы теории и практики управления. №9.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2022. Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) // Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2023a. Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия // Менеджмент сегодня. № 1.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2023b. Организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: единая рекурсивная практическая методика // Деп. в ВИНИТИ РАН 13.06.2023, № 26 – В2023.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2023c. Современное предприятие: организация или самоорганизация? // Менеджмент сегодня. № 2.
Куинн Дж.Б. 2001. Стратегии перемен // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер.
Новиков А.В. 2023.Проблемы стратегического управления промышленным предприятием // Социальные и экономические системы. Экономика. No2.2. С. 225–238.
Петров А.Н. 2022. Стратегический менеджмент: в поисках новой парадигмы. СПб.: Изд-во СПбГЭУ.
Редакция 2023 года
Все наши основные консалтинговые услуги и их стоимость
__________________
Версия для печати