ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(113)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(56)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Экспрессивный аспект в инструментальной группе


Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Если необходимость экспрессивной группы определяется необходимостью восстановления и повышения внутреннего эмоционального капитала, то необходимость инструментальной группы — повышения внешнего капитала человека и группы: денег, материальных и нематериальных ценностей — как личных, так и общественных. При этом если мы соберем инструментальную группу по профессиональным признакам, необходимым для достижения какой-либо цели, достижение этой цели такой группой если и возможно, то очень неэффективно. Честер Барнард писал, что, когда имеешь дело с совсем новой организацией, члены которой оказались вместе волей случая, «то есть с организацией, где не успела вырасти скоординированная с формальной организацией неформальная, обеспечить эффективную и рациональную кооперацию практически невозможно» [Барнард, 2019, с. 223].

Без наличия экспрессивной составляющей, как отмечалось — это будет чисто формальная механистическая группа независимых индивидов. Группа, не способная ни к экспрессивной деятельности (пока члены группы не выявят «эмоциональные приемлемости или неприемлемости» друг друга, не сформируют психологическую общность [Андреева, 1999]). Которая неспособна и к совместной инструментальной деятельности (пока члены группы не узнают способности и возможности друг друга, пока не сформируются чисто человеческие доверительные отношения). Все групповые процессы базируются на доверии и справедливости, и становятся возможными только тогда, когда члены группы хорошо знают друг друга — когда между ними уже налажены эмоциональные и взаимовыгодные доверительные отношения. А такие отношения не могут быть сформированы на базе рыночного обмена — только на базе экономики дара. Когда внутренняя деятельность членов группы строится не на рациональном расчете и торге, а на взаимных дарах (в первую очередь — взаимопомощи). Принося и принимая эти дары, стороны и хорошо узнают особенности друг друга, выстраивают и налаживают доверительные социальные отношения.

При этом «если между индивидами вторичной [инструментальной] группы складываются достаточно устойчивые эмоциональные отношения, можно считать, что они создали новую первичную [экспрессивную] группу» [Смелзер, 1998, с. 149]. И только такая малая группа будет обеспечивать высокую эффективность деятельности и в инструментальном плане. «Инструментальный аспект группы — как отмечала Маргарет Филлипс — связан со стремлением к достижению цели, с решением задачи; экспрессивный аспект определяет эмоциональное удовлетворение группы. <…> инструментальный и эмоциональный аспекты человеческой жизни являются базисными» [цит. по: Смелзер, 1998, с. 163], а для эффективной инструментальной группы экспрессивные аспекты просто необходимы. Такая группа дает своим членам не только более высокие инструментальные результаты, а и экспрессивные — поддерживает и пополняет психо-физиологический капитал членов группы.

В литературе иногда отмечается, что «инструментальные связи — это связи, лишенные эмоционального аспекта и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели» [Социология, 2009]. Однако, практически, связи, полностью лишенные эмоционального аспекта и образующиеся в ходе взаимодействия индивидов, практически невозможны. И этот эмоциональный аспект может как повышать эффективность деятельности, если они приносят положительные эмоции, так и уменьшать — при отрицательных. В последнем случае даже делать совместную деятельность невозможной.

Как отмечал М. Олсон, наличие только общего интереса и общей разделяемой цели недостаточно: «когда ряд индивидов имеет общий или коллективный интерес — когда они разделяют одну цель, индивидуальные, действия [могут] либо вообще не в состоянии обеспечить этот общий интерес, либо не могут адекватно способствовать достижению этой цели» [цит. по: Остром – Управляя общим 2010, с. 87]. В самом общем случае можно сказать, что у любого ряда случайно взятых индивидов имеется общая фиктивная цель выживания, развития и превосходства, социального признания и положения [Адлер, 1997], и эти индивиды предпочитают осуществлять совместную деятельность, которая более эффективна — объединяться в группы в соответствии с общими ценностями, способностями и интересами, и осуществлять инструментальную деятельность. Однако в результате вынужденного взаимодействия в такой группе могут быть сформированы уже несколько малых экспрессивных групп, могут остаться и члены, не принятые ни в одну малую экспрессивную группу. При этом может быть даже выгодно исключить некоторых членов из группы — инструментальные результаты группы в целом от этого только вырастут.

Наличие общей цели для существования группы — это аксиома. Но этого недостаточно – «общая цель обязательно представляет собой нечто внешнее, безличное, объективное, несмотря на то что ее индивидуальная интерпретация носит субъективный характер. Единственное исключение из этого общего правила связано со случаем, когда достижение цели организации становится источником личной удовлетворенности и мотивом для многих участников организации» [Барнард, 2009, с. 87].

В инструментальной деятельности человека инструментальные результаты человека зависят того, насколько у человека удовлетворены его витальные потребности. И Честер Барнард писал: «Индивидуальные нематериальные стимулы имеют большое значение для обеспечения кооперативных усилий в ситуации, когда базовые потребности уже удовлетворены. Знаки отличия, престиж, личная власть и доминирующая позиция – гораздо более важные стимулы для развития всех типов организаций, включая коммерческие, чем материальные стимулы» [Барнард, 2009]. Другими словами, после того как человек удовлетворил сами базовые потребности, инструментальные результаты деятельности необходимы для того, чтобы человек мог получать дальнейшие эмоциональные результаты. Как отмечал Карл Поланьи: «тезис Фрэнка X. Найта о том, что «ни один специфически человеческий мотив поведения не является экономическим», справедлив не только в отношении социального бытия в целом, но даже собственно экономической жизни в частности» [Поланьи, 2002].

Эффективная инструментальная группа может быть построена только на базе экспрессивной группы. Без экспрессивных результатов деятельности невозможно даже формирование малых групп — совместно принятых правил игры, обеспечивающих высокую эффективность совместной деятельности. Это будет только собрание рациональных индивидов, действующих на расчете.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024