О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Начало
Гайда
(260)ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, февраль, 2022

3.3.4. Эффективность предприятия

Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Конечный результат предприятия — это конкретная величина: прибыль, добавленная стоимость, капитализация предприятия, рыночное положение, и др. Это те результаты, ради которых собственник и создал свое предприятие. Только, во-первых, достигнутое ничего не говорит о возможностях предприятия. Во-вторых, в оценке эффективности бизнеса важнее относительные величины: достигаемые и предвидимые результаты относительно конкурентов — именно они определяют выживание и развитие предприятия. И с учетом того, что предприятия имеют разные масштабы, важное значение имеет понятие эффективности. Ведь крупное предприятие с большей абсолютной прибылью, чем малое, может вскоре разориться (не имея достаточных средств развития). А малое при меньшей прибыли будет расти и развиваться.

Однако одного, тем более однозначного, понятия «эффективности» в менеджменте не существует. При этом еще Альфред Маршалл в 1890 году отмечал не один, а два вида эффективности (экономии). «Рикардо и экономисты его времени вообще... недостаточно учитывали фактор организации в качестве источника эффективности» [Маршалл, 2012]. И Он писал: «Можно подразделить экономию, проистекающую из масштабов производства любого рода товаров, на две категории: во-первых, на экономию, зависящую от общего развития производства; во-вторых, на экономию, зависящую от ресурсов отдельных занятых в нем предприятий, от их организации и от эффективности управления ими. Первую мы бы назвали внешней экономией, а вторую — внутренней экономией» [Маршалл, 2012]. Это же виды эффективности в 1938 году отмечал Честер Барнард как «Effectiveness» и «Efficiency» [Барнард, 2009].

«Effectiveness» связана в основном с технологическими процессами и показывает насколько достигаются поставленные цели. И здесь измерить эффективность достаточно просто. Однако важно то, насколько высокие цели ставит предприятие, ведь достижение низких целей не представляет большого труда, но достигаемые низкие цели не обеспечивают реальную эффективность предприятия.

«Efficiency» предприятия связана с его способностью создавать эффективные стимулы, а значит и ставить высокие цели. Однако никакого формального измерения «Efficiency» не существует и существовать не может.

Можно отметить, что если в предприятии имеется «Efficiency»: способность ставить и достигать высокие цели (в том числе и за счет новых технологий), то у него будет и «Effectiveness» — будут высокие достигаемые цели. А без «Efficiency» не будет ни высоких целей, ни высоких результатов.

В 1966 Харви Лейбенстайном было введено понятие Х-эффективности [Лейбенстайн, 1995]. А в своей главной книге «Общая теория Х-эффективности и экономическое развитие» он рассматривает два факторах ее роста: «Первое — это система мотивации менеджмента и работников на достижение конечных результатов работы предприятия, увязка их деятельности с главными целями производства. Второе — эффективность систем внутри-организационных коммуникаций, передача «сверху вниз» и особенно «снизу наверх» важной информации о реальном состоянии, проблемах и возможных новшествах, решениях и усовершенствованиях» [цит. по: Кирдина, 2007, с. 11–12]. При этом «X-эффективность — это не эффективность в подлинном значении, а, скорее, неиспользованный ресурс, который фактически закладывает в функционирование системы недопроизведенный продукт (доход)» [Сухарев, 2009] — это способность создавать этот недопроизведенный продукт. Как непосредственно видно Х-эффективность это «Efficiency» Честера Барнарда. В научной литературе термину Х-эффективность со временем было сопоставлено понятие Y-эффективности [Кирдина, 2007]. Она определяется конкурентным давлением рынка — необходимой максимизацией прибыли. И можно отметить, что Y-эффективность — это «Effectiveness» Честера Барнарда.

Y-эффективность «максимизируют прибыль за счет своих конкурентных преимуществ в рыночной среде» [Кирдина, 2007, с. 9-10]. Х-эффективность — за счет снижения трансакционных издержек, связанных с асимметрией информации и использования остаточных средств контроля активов в личных целях (в том числе и инноваций), тем более, с нанесением ущерба предприятию (при данном объеме выпуска). И, как уже отмечалось в предыдущем разделе, в предприятиях с общностью интересов максимизация прибыли за счет конкурентных преимуществ в рыночной среде находится в сфере интересов персонала — не требует внешнего управления — обеспечивается Х-эффективностью. И понятие Y-эффективности не требуется.

Идея максимизации прибыли как единственного критерия эффективности господствовала в неоклассической теории. Но в знаменитой статье Алчиана «Неопределенность, эволюция и экономическая теория» было показано, что «максимизация прибыли не является руководством к действию» [Алчиян, 2006, с. 39]. Им был «предложен модифицированный подход к анализу экономических явлений, основы которого составляют гипотезы неполной информации и несовершенного предвидения. Этот подход отличается от принципа максимизации прибыли. Он не использует предпосылку предсказуемого поведения индивида, которая обычно принимается как аксиома в стандартных учебниках. Предложенный подход реализует принципы биологической эволюции и естественного отбора» [Алчиян, 2006, с. 33]. При этом «Экономические аналоги естественного отбора это имитация, инновации, положительная прибыль» [Алчиян, 2006, с. 39].

В разделе 3.2 были рассмотрены базовые организационные формы предприятий — предприятия на базе общности интересов и антагонизма интересов. Можно заметить, что в предприятиях с антагонизмом интересов Y-эффективность не находится в сфере интересов предприятия, а Х-эффективность — только в той мере, в которой она обеспечивается системой оплаты труда и мотивации, но ее влияние, как будет показано в разделах 3.4-3.5, очень ограничено. В предприятиях же с общностью интересов и Х-эффективность, Y-эффективность, находятся в сфере интересов персонала. При этом Х-эффективное предприятие одновременно будет и Y-эффективным — экономические результаты предприятия находятся в сфере интересов персонала. Необходимо также отметить, что на эффективность предприятия оказывают влияние «ресурсы отдельных занятых в нем предприятий [людей], от их организации и от эффективности управления ими». Данный вопрос рассмотрим в следующем разделе.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Как связаны подразделения предприятия между собой и какие функции они выполняют?


20.06.2022 22:15   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Взаимосвязь структурных подразделений организации

Подразделения связаны между собой в соответствии с принятой в предприятии системой разделения труда. Только важны не выполняемые ими функции, а их конкретные результаты, результат предприятия в целом.



Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022