ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(52)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Эффективность предприятия


Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Конечный результат предприятия — это конкретная величина: прибыль, добавленная стоимость, капитализация предприятия, рыночное положение, и др. Это те результаты, ради которых собственник и создал свое предприятие. Только, во-первых, достигнутое ничего не говорит о возможностях предприятия. Во-вторых, в оценке эффективности бизнеса важнее относительные величины: достигаемые и предвидимые результаты относительно конкурентов — именно они определяют выживание и развитие предприятия. И с учетом того, что предприятия имеют разные масштабы, важное значение имеет понятие эффективности. Ведь крупное предприятие с большей абсолютной прибылью, чем малое, может вскоре разориться (не имея достаточных средств развития). А малое при меньшей прибыли будет расти и развиваться.

Однако одного, тем более однозначного, понятия «эффективности» в менеджменте не существует. При этом еще Альфред Маршалл в 1890 году отмечал не один, а два вида эффективности (экономии). «Рикардо и экономисты его времени вообще... недостаточно учитывали фактор организации в качестве источника эффективности» [Маршалл, 2012]. И Он писал: «Можно подразделить экономию, проистекающую из масштабов производства любого рода товаров, на две категории: во-первых, на экономию, зависящую от общего развития производства; во-вторых, на экономию, зависящую от ресурсов отдельных занятых в нем предприятий, от их организации и от эффективности управления ими. Первую мы бы назвали внешней экономией, а вторую — внутренней экономией» [Маршалл, 2012]. Это же виды эффективности в 1938 году отмечал Честер Барнард как «Effectiveness» и «Efficiency» [Барнард, 2009].

«Effectiveness» связана в основном с технологическими процессами и показывает насколько достигаются поставленные цели. И здесь измерить эффективность достаточно просто. Однако важно то, насколько высокие цели ставит предприятие, ведь достижение низких целей не представляет большого труда, но достигаемые низкие цели не обеспечивают реальную эффективность предприятия.

«Efficiency» предприятия связана с его способностью создавать эффективные стимулы, а значит и ставить высокие цели. Однако никакого формального измерения «Efficiency» не существует и существовать не может.

Можно отметить, что если в предприятии имеется «Efficiency»: способность ставить и достигать высокие цели (в том числе и за счет новых технологий), то у него будет и «Effectiveness» — будут высокие достигаемые цели. А без «Efficiency» не будет ни высоких целей, ни высоких результатов.

В 1966 Харви Лейбенстайном было введено понятие Х-эффективности [Лейбенстайн, 1995]. А в своей главной книге «Общая теория Х-эффективности и экономическое развитие» он рассматривает два факторах ее роста: «Первое — это система мотивации менеджмента и работников на достижение конечных результатов работы предприятия, увязка их деятельности с главными целями производства. Второе — эффективность систем внутри-организационных коммуникаций, передача «сверху вниз» и особенно «снизу наверх» важной информации о реальном состоянии, проблемах и возможных новшествах, решениях и усовершенствованиях» [цит. по: Кирдина, 2007, с. 11–12]. При этом «X-эффективность — это не эффективность в подлинном значении, а, скорее, неиспользованный ресурс, который фактически закладывает в функционирование системы недопроизведенный продукт (доход)» [Сухарев, 2009] — это способность создавать этот недопроизведенный продукт. Как непосредственно видно Х-эффективность это «Efficiency» Честера Барнарда. В научной литературе термину Х-эффективность со временем было сопоставлено понятие Y-эффективности [Кирдина, 2007]. Она определяется конкурентным давлением рынка — необходимой максимизацией прибыли. И можно отметить, что Y-эффективность — это «Effectiveness» Честера Барнарда.

Y-эффективность «максимизируют прибыль за счет своих конкурентных преимуществ в рыночной среде» [Кирдина, 2007, с. 9-10]. Х-эффективность — за счет снижения трансакционных издержек, связанных с асимметрией информации и использования остаточных средств контроля активов в личных целях (в том числе и инноваций), тем более, с нанесением ущерба предприятию (при данном объеме выпуска). И, как уже отмечалось в предыдущем разделе, в предприятиях с общностью интересов максимизация прибыли за счет конкурентных преимуществ в рыночной среде находится в сфере интересов персонала — не требует внешнего управления — обеспечивается Х-эффективностью. И понятие Y-эффективности не требуется.

Идея максимизации прибыли как единственного критерия эффективности господствовала в неоклассической теории. Но в знаменитой статье Алчиана «Неопределенность, эволюция и экономическая теория» было показано, что «максимизация прибыли не является руководством к действию» [Алчиян, 2006, с. 39]. Им был «предложен модифицированный подход к анализу экономических явлений, основы которого составляют гипотезы неполной информации и несовершенного предвидения. Этот подход отличается от принципа максимизации прибыли. Он не использует предпосылку предсказуемого поведения индивида, которая обычно принимается как аксиома в стандартных учебниках. Предложенный подход реализует принципы биологической эволюции и естественного отбора» [Алчиян, 2006, с. 33]. При этом «Экономические аналоги естественного отбора это имитация, инновации, положительная прибыль» [Алчиян, 2006, с. 39].

В разделе 3.2 были рассмотрены базовые организационные формы предприятий — предприятия на базе общности интересов и антагонизма интересов. Можно заметить, что в предприятиях с антагонизмом интересов Y-эффективность не находится в сфере интересов предприятия, а Х-эффективность — только в той мере, в которой она обеспечивается системой оплаты труда и мотивации, но ее влияние, как будет показано в разделах 3.4-3.5, очень ограничено. В предприятиях же с общностью интересов и Х-эффективность, Y-эффективность, находятся в сфере интересов персонала. При этом Х-эффективное предприятие одновременно будет и Y-эффективным — экономические результаты предприятия находятся в сфере интересов персонала. Необходимо также отметить, что на эффективность предприятия оказывают влияние «ресурсы отдельных занятых в нем предприятий [людей], от их организации и от эффективности управления ими». Данный вопрос рассмотрим в следующем разделе.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024