ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(111)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(54)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Структура малой группы предприятия


Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Как отмечал Ч. Барнард: «действия людей всегда происходят в рамках локальных групп» [Барнард, 2009, с. 118]. В предприятии — в рамках его структурных подразделений (рис. 4). При этом структурное подразделение предприятия формируется не естественным отбором, осуществляемым самой группой, а директивно, высшим руководством. И здесь структурное подразделение как группа «руководитель и его подчиненные» не определена однозначно. Если руководитель чистый администратор и не имеет тесного общения с группой, не имеет экспрессивных отношений — то он внешний для группы подчиненных индивид. Если руководитель 7 признанный лидер, то его положение двояко. С одной стороны, он внешний для группы 3 индивид — рядовой член вышестоящей руководящей группы 1 (с членами 4–7), осуществляющий деятельность с этой группой (в том числе и экспрессивную). С другой стороны, он член тесно сотрудничающей группы 2 (с членами 7-10) «руководитель и его подчиненные». Но независимо от степени его экспрессивных отношений с подчиненными, существует и группа «только подчиненные» 3 (с членами 8–10), которая иногда собирается и обсуждает своего руководителя 7 и свои отношения с ним.

При этом в структурном подразделении зачастую имеется внутреннее разделение труда, для обеспечения которого в нем выделяются формальные группы, даже отдельные специалисты под непосредственным управлением руководителя (рис. 4).

Рисунок 4. Структурное подразделение предприятия как группа (2) с ее руководителем (7) и группой его подчиненных (3)

Кроме того, члены такой искусственной группы, как подразделения, не имеют такой психологической и ценностной общности, которая позволит им объединиться в единую экспрессивную группу. Поэтому в структурном подразделении естественно формируются естественные экспрессивные подгруппы и могут оставаться отдельные индивиды, не входящие ни в одну из подгрупп — входящую только в подгруппу руководитель-индивид. При этом формальная и неформальная (экспрессивная) структура группы как правило не совпадают. Кроме того, в экспрессивные группы могут входить как члены данного структурного подразделения, так и члены других структурных подразделений (на рис. не показаны). Могут также формироваться экспрессивные группы на базе общих интересов из сотрудников различных групп, осуществляющих коммуникации и во внерабочее время.

Рисунок 5. Структурное подразделение предприятия I с ее руководителем (1) подгруппами (II и III) с лидерами 2 и 3, и автономным членом (10)

Если же в структурном подразделении осуществляется разделение труда и формируются формальные подгруппы, то в структурном подразделении независимо от этих групп формируются (накладывается) и система неформальных групп (рис.6). В оптимальном случае границы этих формальных и неформальных групп совпадают, но полностью достаточно редко — это требует тщательного подбора кадров.

Рисунок 6. Первичные группы структурного подразделения предприятия I с его руководителем (1) неформальными подгруппами (II и III) с лидерами 2 и 3

Здесь границы неформальных подгрупп зачастую не совпадают с границами формальных. Так, неформальная группа III включает и руководителя подразделения. Некоторые члены формальных подгрупп, находятся других неформальных группах.

Можно отметить, что ввиду того, что структурное подразделение предприятия не является единой экспрессиональной целостностью, его потенциальные производительные силы не достигаются. И тем более, чем более структура подразделения отличается от единой экспрессиональной группы. Особенно это относится к случаю формирования в подразделении формальных подгрупп.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024