ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ

В современной конкурентном мире, для отстаивания своего достойного места, высокого имиджа, каждому предприятию необходимо постоянное развитие. В этом направлении наша компания с 2006 года проводила консалтинговые услуги по повышению эффективности наших предприятий. При этом мы постоянно сочетали теорию и практику разрабатывая и апробируя необходимую методику. В итоге мы получили необходимый инструмент: методику системной организации деятельности предприятия. Эта методика научно обоснована, полностью открыта  PDF ,  PDF ,  PDF , проста и даже самоочевидна. Охватывает и все уровни иерархии, и все необходимые факторы деятельности. Имея такой инструмент, наши консалтинговые услуги обеспечивают нашим заказчикам:

  • Неразрывную вертикаль власти в предприятии: от собственника до каждого рядового сотрудника. Вертикаль – направленную на достижение целей предприятия.
  • Самоорганизацию коллектива на достижение целей предприятия – высокую корпоративную культуру.
  • Повышение эффективности предприятий наших заказчиков до максимально возможных значений. В среднем 2-4 раза, в зависимости от ситуации, и более.
  • Снижение в 2-3 раза загрузки руководителей и повышение эффективность управления предприятием.

Ни одна консалтинговая компания не имеет системной методики организации и не может обеспечивать Вам подобных результатов.
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг
Современный менеджмент
Мотивация, культура, институты
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2023

Создание бюрократического предприятия


Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Предприятие создается собственником для достижения его собственных целей [Норт, 1997a]. И именно эти цели, а также видимые им пути их достижения и должны быть заложены в основу внешних институтов его предприятия (основы социально-экономических отношений внутри предприятия), организационной структуры и системы бизнес-процессов, предварительно сформулировав их в виде ключевых положений деятельности предприятия. Желательно, конечно, и положений всех уровней предприятия, но только это практически невозможно — для этого не хватит ни сил, ни времени, ни компетенций в конкретной оперативной деятельности рабочих подразделений.

Ключевые положения бюрократического предприятия, единолично разрабатываемые собственником (или демократически совместно с топ-менеджерами), должны определять частную собственность и на все ресурсы предприятия, и на результаты его деятельности. А также строгую иерархию предприятия, базирующуюся на трех основных функциях принципа единоначалия:

  • Приказы и распоряжения направляются сверху вниз (директивное целеполагание).
  • Отчеты об исполнении направляются снизу вверх.
  • Оценка результатов осуществляется сверху вниз (лично вышестоящим руководителем)

Отклонение от этих принципов — это уже не чисто бюрократическая организация, а организация предприятий с отклонениями от бюрократии (с целью повышения эффективности), она будет рассмотрена в разделе 3.5.

Кроме отмеченных ключевых положений, собственник должен разработать внешние институты верхнего уровня предприятия (подразделений топ-менеджеров). А далее найти таких топ-менеджеров, которые, во-первых, соответствуют этим положениям, разделяют и принимают их (возможно и согласовывают их), согласовать систему оплаты и мотивации их труда. Во-вторых, тех менеджеров, которые при соответствующих условиях способны аналогично сформировать внешние институты подчиненных им структурных подразделений.

На нижестоящих уровнях иерархии соответствующие работы по созданию внешних институтов и подбору кадров проводят уже принятые руководители подразделений, но под контролем собственника (или, на нижних уровнях, вышестоящего руководителя).

Таким образом формируется внешний институт предприятия как иерархическая система внешних институтов, и его кадровый состав.

Чем выше компетенции собственника, его профессиональные и властные качества, тем более внешний институт будет соответствовать его интересам, интересам предприятия. Но это еще не значит, что предприятие будет иметь корпоративный институт и высокую эффективность. Это определит реальный внутренний институт, формируемый уже самим коллективом в ходе реальной деятельности: он во многом будет определен рынком труда: рыночным уровнем труда и личных результатов персонала. И здесь мы получаем интересный парадокс — при одинаковых уровнях личных результатов предприятия с жестко сформированным внешним институтом, и предприятия с институтом, сформированным руководителями с ориентацией на личные результаты, будут иметь примерно равную эффективность деятельности (определяемую рынком труда), но личные результаты коллектива будут выше во втором случае. Бюрократическое предприятие, внешний институт которого построен собственником жестко и рационально на цели предприятия, и предприятие с отклонениями от рациональной бюрократии, внешний институт которого построен иррационально (самими руководителями с учетом их интересов), будут иметь примерно равную эффективность. Ведь эффективность бюрократического предприятия, как показано в разделах 3.4.3.2-3.4.2.3, ограничена сверху зоной принятия персонала (в том числе и руководителей).

Здесь Авнер Грейф пишет: «Правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, 2018, с. 55]. Человек подчиняется тем более строгим правилам, чем выше уровень его личных результатов по отношению к среднерыночным. В предприятиях с высоким уровнем результатов ввиду угрозы увольнения он будет подчиняться строгим правилам. В предприятиях же со среднерыночным уровнем личных результатов на строгие правила не будут и смотреть — угроза увольнения ничего не будет значить — всегда можно будет найти новое место работы. И правила, если собственник хочет, чтобы они исполнялись, должны направляться и на повышение личных результатов за счет повышения организации и условий труда (включая моральный климат), поддержку экспрессивных результатов. На что и обратили внимание Эдвард Деси и Ричард Райана [Deci, Ryan, 1985; Ryan, Deci, 2017] показав, что человеку необходимы автономия (восприятие своей деятельности как соответствующей собственным интересам и ценностям), компетентность и связи с другими. Если профессиональные и социальные качества человека и социальный контекст способствует их удовлетворению, то это обеспечивает полноценное функционирование личности, обусловливающее положительные эмоциональные переживания и психическое здоровье [Ryan, 1993].

Таким образом, рациональное бюрократическое предприятие (с корпоративной культурой, направленной на достижение целей предприятия) осуществимо только при уровне оплаты труда в нем существенно выше среднерыночного. Если он будет ниже, персонал будет ориентирован и на личные цели: досуг или деятельность в личных интересах, не взирая на внешний рациональный бюрократический институт. Соответственно, если собственник не может обеспечить соответствующий уровень оплаты труда, ему целесообразно изначально ориентироваться на отклонение своего предприятия от строгой рациональной бюрократии. Если уровень оплаты несколько выше рыночного то есть дилемма: директивно разрабатывать внешний институт, ориентированный на цели предприятия (понимая, что будет имплементирована только некоторая заранее неизвестная часть его положений, а стимулы для поддержки остальных будут невелики) или разработать институт совместно с персоналом с ориентацией и на цели персонала (понимая, что он в основном будет имплементирован). Второй вариант как очевидно предпочтительнее.

Таким образом реальная бюрократическая организация должна быть направлена и на достижение целей и предприятия, и персонала.


__________________
Версия для печати



Наши новые статьи

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2024