ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(107)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(52)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Создание бюрократического предприятия


Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Предприятие создается собственником для достижения его собственных целей [Норт, 1997a]. И именно эти цели, а также видимые им пути их достижения и должны быть заложены в основу внешних институтов его предприятия (основы социально-экономических отношений внутри предприятия), организационной структуры и системы бизнес-процессов, предварительно сформулировав их в виде ключевых положений деятельности предприятия. Желательно, конечно, и положений всех уровней предприятия, но только это практически невозможно — для этого не хватит ни сил, ни времени, ни компетенций в конкретной оперативной деятельности рабочих подразделений.

Ключевые положения бюрократического предприятия, единолично разрабатываемые собственником (или демократически совместно с топ-менеджерами), должны определять частную собственность и на все ресурсы предприятия, и на результаты его деятельности. А также строгую иерархию предприятия, базирующуюся на трех основных функциях принципа единоначалия:

  • Приказы и распоряжения направляются сверху вниз (директивное целеполагание).
  • Отчеты об исполнении направляются снизу вверх.
  • Оценка результатов осуществляется сверху вниз (лично вышестоящим руководителем)

Отклонение от этих принципов — это уже не чисто бюрократическая организация, а организация предприятий с отклонениями от бюрократии (с целью повышения эффективности), она будет рассмотрена в разделе 3.5.

Кроме отмеченных ключевых положений, собственник должен разработать внешние институты верхнего уровня предприятия (подразделений топ-менеджеров). А далее найти таких топ-менеджеров, которые, во-первых, соответствуют этим положениям, разделяют и принимают их (возможно и согласовывают их), согласовать систему оплаты и мотивации их труда. Во-вторых, тех менеджеров, которые при соответствующих условиях способны аналогично сформировать внешние институты подчиненных им структурных подразделений.

На нижестоящих уровнях иерархии соответствующие работы по созданию внешних институтов и подбору кадров проводят уже принятые руководители подразделений, но под контролем собственника (или, на нижних уровнях, вышестоящего руководителя).

Таким образом формируется внешний институт предприятия как иерархическая система внешних институтов, и его кадровый состав.

Чем выше компетенции собственника, его профессиональные и властные качества, тем более внешний институт будет соответствовать его интересам, интересам предприятия. Но это еще не значит, что предприятие будет иметь корпоративный институт и высокую эффективность. Это определит реальный внутренний институт, формируемый уже самим коллективом в ходе реальной деятельности: он во многом будет определен рынком труда: рыночным уровнем труда и личных результатов персонала. И здесь мы получаем интересный парадокс — при одинаковых уровнях личных результатов предприятия с жестко сформированным внешним институтом, и предприятия с институтом, сформированным руководителями с ориентацией на личные результаты, будут иметь примерно равную эффективность деятельности (определяемую рынком труда), но личные результаты коллектива будут выше во втором случае. Бюрократическое предприятие, внешний институт которого построен собственником жестко и рационально на цели предприятия, и предприятие с отклонениями от рациональной бюрократии, внешний институт которого построен иррационально (самими руководителями с учетом их интересов), будут иметь примерно равную эффективность. Ведь эффективность бюрократического предприятия, как показано в разделах 3.4.3.2-3.4.2.3, ограничена сверху зоной принятия персонала (в том числе и руководителей).

Здесь Авнер Грейф пишет: «Правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, 2018, с. 55]. Человек подчиняется тем более строгим правилам, чем выше уровень его личных результатов по отношению к среднерыночным. В предприятиях с высоким уровнем результатов ввиду угрозы увольнения он будет подчиняться строгим правилам. В предприятиях же со среднерыночным уровнем личных результатов на строгие правила не будут и смотреть — угроза увольнения ничего не будет значить — всегда можно будет найти новое место работы. И правила, если собственник хочет, чтобы они исполнялись, должны направляться и на повышение личных результатов за счет повышения организации и условий труда (включая моральный климат), поддержку экспрессивных результатов. На что и обратили внимание Эдвард Деси и Ричард Райана [Deci, Ryan, 1985; Ryan, Deci, 2017] показав, что человеку необходимы автономия (восприятие своей деятельности как соответствующей собственным интересам и ценностям), компетентность и связи с другими. Если профессиональные и социальные качества человека и социальный контекст способствует их удовлетворению, то это обеспечивает полноценное функционирование личности, обусловливающее положительные эмоциональные переживания и психическое здоровье [Ryan, 1993].

Таким образом, рациональное бюрократическое предприятие (с корпоративной культурой, направленной на достижение целей предприятия) осуществимо только при уровне оплаты труда в нем существенно выше среднерыночного. Если он будет ниже, персонал будет ориентирован и на личные цели: досуг или деятельность в личных интересах, не взирая на внешний рациональный бюрократический институт. Соответственно, если собственник не может обеспечить соответствующий уровень оплаты труда, ему целесообразно изначально ориентироваться на отклонение своего предприятия от строгой рациональной бюрократии. Если уровень оплаты несколько выше рыночного то есть дилемма: директивно разрабатывать внешний институт, ориентированный на цели предприятия (понимая, что будет имплементирована только некоторая заранее неизвестная часть его положений, а стимулы для поддержки остальных будут невелики) или разработать институт совместно с персоналом с ориентацией и на цели персонала (понимая, что он в основном будет имплементирован). Второй вариант как очевидно предпочтительнее.

Таким образом реальная бюрократическая организация должна быть направлена и на достижение целей и предприятия, и персонала.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024