О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
27.11.2017

Эффективное корпоративное управление

Первая статья "Корпоративное управление".

Оливер Уильямсон показал, что деятельность экономически активных индивидов подвержена оппортунизму, заключающемуся в преследовании ими личных интересов с использованием коварства. Ведь «вечным препятствием для человеческого сотрудничества является то, что у людей разные интересы» [1]. Он дал такое определение оппортунизма: «Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничивается ими. Намного чаще под оппортунизмом подразумеваются более тонкие формы обмана, которые могут быть активными и пассивными, проявляться ex ante и ex poste» [2]. Однако, во-первых, как говорит О. Уильямсон, оппортунизм характерен для экономически активных индивидов, во-вторых, такое определение ничего не говорит о том, как бороться с этим явлением, которое является только следствием реальных причин. Такими причинами являются принципиальная асимметрия информации [3] между собственником и наемным менеджментом и вызываемые этой асимметрией остаточные права контроля активов [4]. Собственник (принципал), передавая активы наемному персоналу не может полностью контролировать их использование наемным руководителем (агентом): «Принципал поручает агенту предпринимать определенные действия от своего имени. Однако принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может принимать меры, которые увеличивают его собственную выплату, но уменьшают общий профицит отношений» [1]. Собственник может только ориентировочно определить какие ресурсы требуются агенту для его производственной деятельности. Агент же непосредственно занимаясь своей деятельностью и обладая большей информацией может находить пути достижения поставленных ему целей меньшими ресурсами. Эту разницу, называемую остаточными правами контроля активов агент отождествляет со своей собственностью. Более того, он может заведомо завышать потребности в необходимых ему ресурсах, повышая свои остаточные права. Если агент исползают свои остаточные права (свои инновации) в интересах предприятия - то он является внутренним предпринимателем повышающем эффективность деятельности предприятия. Но если он использует их в личных целях, то он никак не повышает эффективность, а завышая необходимые ему ресурсы он наносит ущерб предприятию. Использование остаточных прав контроля активов в личных целях очень разнообразно: это, во первых, выделение рабочего времени в личных целях для перекуров, личных отношений, общения в Интернет, проведения работ в интересах третьих лиц; во вторых, это и откаты от поставщиков и потребителей (за счет повышения закупочных и занижения отпускных цен), и производство и реализация неучтенной продукции, и присвоение активов предприятия, и вывод активов предприятия в аффектированные компании. Причем формальный контроль собственником использования остаточных прав контроля активов управляющими более чем затруднен.

Таким образом можно заключить, что для повышения эффективности корпоративного управления может идти двумя основными путями:

  1. Снижение остаточных прав контроля активов агентами.
  2. Формирование такой институциональной среды предприятия, в которой агенты будут использовать свои остаточные права контроля активов собственника в интересах предприятия.

Снижение остаточных прав контроля активов - это основа «Научного менеджмента» Фредерика Тейлора. Он показал такой способ их снижения как отказ от планирования деятельность самими работниками и тщательном определении минимальных норм управляющими, детальной регламентацией деятельности. Однако это возможно только в неинтеллектуальном труде, которого все меньше и меньше. В интеллектуальном труде это возможно ограниченно и только при высоких компетенциях руководителей и самого собственника. Руководитель-администратор практически не может ограничивать остаточные права контроля активов.

Использование остаточных прав контроля активов интересах предприятия возможно только тогда, когда руководители будут мотивированы на это. Однако известные методы мотивации (MBO, BSC, KPI), и подобные никак не обеспечивают использование остаточных прав контроля активов в интересах предприятия. Они просто не рассчитаны на это. Соответственно, если эти методы мотивации и дают результат в повышении корпоративного управления, то небольшой, а то и вовсе отрицательны, как например,  BSC [5].

Таким образом, как повышать эффективность корпоративного управления понятно: это снижение остаточных прав контроля активов и мотивация персонала на использование остаточных прав менеджментом в интересах предприятия. Последнее - это достаточно новый и неисследованный вопрос менеджмента, его рассмотрим в следующей статье.

См. статью 2019 года "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение"

Список литературы

  1. Hart O.D., Holmström B. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. 2016. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advanced-economicsciences2016.pdf. Уточнено 12.10.2018.
  2. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. — СПб.: Лениздат, 1996. — 702 с.
  3. 6.  Akerlof G. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // Quarterly Journal of Economics, 1970,  v. 84, n. 36, pp. 488-500.
  4. Grossman S.J., Hart O.D. (1986). The costs and benefits of ownership: A theory of vertical and lateral integration. Journal of Political Economy, Vol. 94, No. 4, pp. 691-719.
  5. Рамперсад Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 176 с.

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Корпоративное управление", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как проводится декомпозиция высших целей?


04.12.2018 18:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Современная организация: дерево целей – дерево стратегий

Декомпозиция высших целей не может проводиться в принципе - высшие цели являются «неразложимыми», «непредметными». Любые высшие цели, например, повышение прибыли, повышение капитализации, занятия лидирующих позиций в рыночных нишах, и др., невозможно разложить на компоненты.
Необходимо не проводить декомпозицию высших целей, а находить такую систему предметных целей (разработка, производство и реализация конкретных продуктов, средств их производства), достижение которой и обеспечит достижение высших целей предприятия. При этом цель - это предвидимый результат и средства его достижения, как технологические, так и институциональные. Цель без адекватных средств - это, как отмечал еще Гегель, - «пустая цель». И здесь целый комплекс проблем (в большей части социальных), которые необходимо разрешить, и краткий ответ на Ваш вопрос невозможен. Этот ответ можно найти в наших последних статьях, а еще лучше напишите на наш адрес info@corpsys.ru.



Наши новые статьи

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 17.01.2019 г.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru