Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Полная модель управления организацией. Основные модели

Менеджмент сегодня, №2, 2017
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Модели стратегического управления

Первую модель управления предприятием описал Анри Файоль [17]. Схематично она показана на рис. 1.

Рис. 1. Модель управления организацией по Анри Файолю

В модели Файоля планирование осуществляется на разных временных горизонтах с разной детальностью, а корректирующие действия (обратная связь) производятся «соответственно условиям времени», но в эту модель не входит проведение изменений. Однако в наше динамичное время необходимо выполнение двух видов деятельности [6, с. 5]:

  1. постановка целей и достижение требуемых социально-экономических результатов, исходя из имеющегося потенциала организации, без изменения ее парадигмы (ключевых положений деятельности);
  2. повышение потенциала организации, перевод ее на новый уровень развития, предполагающий постановку и достижение максимально возможных целей, что обеспечивается за счет изменения самой парадигмы организации и проведения соответствующих изменений.

Для краткости первый вид будем называть «достижением целей», второй — «проведением изменений».
Пример одной из таких моделей, обеспечивающих осуществление обоих видов деятельности, приведен на рис. 2 и 3.

Рис. 2. Процесс стратегического управления предприятием. Источник: [3].

Элемент «Формирование стратегии предприятия», приведенный на рис. 2, раскрыт на рис. 3.

Рис. 3. Формирование стратегии предприятия. Источник: [3].


Из этих двух рисунков и того, что «полученные результаты анализа являются исходной информацией для принятия решений о дальнейшем развитии предприятия» [3, с. 12], видно, что подразумевается наличие обратной связи, но ничего не говорится о том, как она действует, как осуществляется управление.

Другая такая модель управления [20, с. 119] приведена в сжатом виде на рис. 4.

Рис. 4. Модель стратегического управления предприятием


Однако функционирование этой модели в статье не описано, отмечены только четыре вида работ, осуществляемых после анализа и оценки возможностей предприятия.

Все приведенные выше модели могут применяться в военных организациях, характеризующихся жесткой структурой, но в менеджменте они практически не работают из-за так называемых проблем «разрыва культуры» [9, с. 5], возникающих потому, что существенные изменения всегда входят в противоречие с устоявшейся культурой организации. Это приводит к фундаментальной проблеме сопротивления изменениям. Как уже говорилось, управление изменениями многими авторами признается принципиально невозможным. Джим Клеммер писал: «Менеджмент перемен — это оксюморон (сочетание противоречивых понятий. — Прим. авт.). Изменениями нельзя управлять. Изменения игнорируют, им сопротивляются, на них реагируют, на них наживаются, их создают. То, кем мы станем, жертвами или победителями перемен, зависит от нашей готовности к трансформации. . . Как сказал однажды Авраам Линкольн: «Я буду готовиться, и мое время обязательно придет». Вот как управляют переменами» [14, с. 269]. Минцберг, Альстрэнд и Лэмпел отмечали, что словосочетание «управляемые изменения» «остроумно глупо» и перемены не могут быть «управляемыми», что если встретится сильное сопротивление, то «в таких случаях наилучший способ «управления» переменами — пустить их на «самотек» [14, с. 268]. Видимо, поэтому все отмеченные модели и не имеют обратной связи (или не оговаривают ее действия). Однако в этом случае будет невозможно предсказать последствия изменений, которые, как правило, приводят не к развитию организации, а к развитию индивидов, перехвативших у высшего руководства управление проведением изменений.

В связи с вышеизложенным проведение изменений должно осуществляться совершенно другими, специальными методами управления изменениями в организации.

Такие методы стали разрабатываться еще с середины прошлого века, но это были только «линейные» модели проведения изменений — они не имели обратной связи. Наиболее известные — это модели Курта Левина (1947 г.), Стенли Янга (1966 г.), Ларри Грейнера (1967 г.), Джона Коттера (1995 г.), а также полные сетевые модели Шоджи Шибы (1993 г.) и Джона Коттера (2015 г.). Рассмотрим вкратце эти модели.

                                  СОДЕРЖАНИЕ  >> Модели проведения изменений

 

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025