О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.06.2018

Целеполагание — основа современного менеджмента. Социальные проблемы

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Менеджмент сегодня. 2018. №2

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Социальные проблемы целеполагания

Оливер Харт и Бенгт Хольстрём, в 2016 г. получившие Нобелевскую премию по экономике «за вклад в развитие теории контрактов», отмечали, что «вечным препятствием для человеческого сотрудничества является то, что у людей разные интересы. В современных обществах конфликты интересов часто смягчаются – если не разрешаются полностью - контрактными соглашениями» [20, с. 1]. Однако «проблема заключения контракта имеет следующую структуру. Принципал поручает агенту предпринимать определенные действия от его имени.При этом принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может принимать меры, которые увеличивают его собственную выплату, но уменьшают общий профицит отношений» [20, с. 1]. Впервые эту проблему — проблему «неполного контракта» — показал лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г. Роберт Коуз [21]. Собственник заключает неполные контракты с наемными руководителями в которых оговариваются их функции и условия оплаты, но не могут оговариваться конкретные результаты их деятельности. Можно, конечно оговорить в контракте выполнение плановых заданий, но здесь сразу же встает вопрос целеполагания — кто, как и исходя из чего ставит цели, определяет вознаграждение. И первая из проблем социального целеполагания — это проблема субъекта целеполагания.

Проблема субъекта целеполагания

Собственник создает предприятие для достижения своих целей. Однако он не может поставить перед ним конкретные количественные цели, поскольку их реальные значения невозможно определить, не владея ситуацией на местах. Получить же необходимую информацию от руководителей не позволяет неполнота контракта [21], преследование ими личных интересов и оппортунизм [22], «асимметричность информации» [23, с. 490] и большой объем данных. «Система полностью конкретизирована лишь на уровне своих элементов» [12, с. 383], а не собственника, как минимум на уровне руководителя и топ-менеджеров.

Если же собственник привлечет к процессу целеполагания руководителей предприятия, то ввиду того, что они являются заинтересованными лицами и владеют информацией, которой не обладает собственник, сформированные цели предприятия неизбежно будут иметь уклон в сторону их личных целей. Более того, вся власть на предприятии может перейти к менеджерам, произойдет так называемая «менеджерская революция» [24]. Таким образом, ни постановка целей лично собственником, ни привлечение к этому процессу руководителей не позволяют адекватно определить цели предприятия.

Решение проблемы кроется в том, что основные цели, принципы и средства, общее видение работы предприятия, которое позволит наиболее эффективно достигать поставленных целей, должен определять сам собственник (или с привлечением независимого незаинтересованного консультанта [14, 4]). Только после этого, имея твердую платформу, можно совместно с руководителем и топ-менеджерами конкретизировать видение предприятия и поставить конкретные цели.

Однако необходимо отметить, что существует целый ряд других проблем. Первая трудность, возникающая при коллективном целеполагании, заключается в том, что участники данного процесса должны обмениваться информацией, касающейся целей и видение предприятия. Если цели формализовать достаточно просто, то с видением возникает большая проблема.

Проблема видения предприятия и ее разрешение

Начальное формирование видения — это нерегламентируемый процесс. «Для того чтобы выбрать направление, руководитель должен в первую очередь выработать мысленный образ возможного и желательного будущего положения организации… Видение — это манящая цель» [4, с. 133]. Необходимо понимать, что истинное видение состоит из двух основных компонентов: ключевой идеологии и воображаемого будущего [25]. Проблема видения предприятия в том, что оно представляет собой огромный, ничем не ограниченный объем разнородной неструктурированной информации. Это не просто видение предмета и средств его производства, но и стратегия и структура предприятия, отношения в компании, культура, идеология. При создании такого видения необходима «борьба с избыточностью, то есть отсекание таких обстоятельств, которые не следует вводить в условия, они не входят в проблему, они не составляют реальных условий достижения цели, то есть решения задач» [8, с. 400]. Недопустимо использовать слишком сложное и расплывчатое видение [19], но и нельзя упускать из виду важные составляющие. Кроме того, при целеполагании «результат должен быть представлен в такой форме отражения, которая позволяет изменять себя по ходу реализации этого представления в продукте, выступающем как цель» [8, с. 92].

Решение проблемы заключается в том, чтобы использовать не само видение, а структурированную необходимую и достаточную систему ключевых положений, определяющих и социально-экономические отношения на предприятии (ключевую идеологию), и его организацию, как формальную, так и неформальную. Такой системой ключевых положений является парадигма СТОО (далее «парадигма»), базисом которой являются социально-трудовые отношения, а надстройкой организация (формальная и неформальная) [26, 27]. Для ее получения необходимо сформированное видение «как должно быть» разложить по структурным элементам парадигмы. Осуществив это, мы можем увидеть, что некоторые элементы парадигмы остались незаполненными. Необходимо осознать их и заполнить всю структуру парадигмы. Тогда мы будем иметь ограниченную, но необходимую и достаточную систему конкретных ключевых положений — парадигму «как должно быть», достижение которой и будет нашей конкретной целью.

Проблема целеполагания Гегеля и ее разрешение << СОДЕРЖАНИЕ >> Социальные проблемы целеполагания и их разрешение

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Целеполагание — основа современного менеджмента ", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Гарантия на консалтинговые услуги при расторжении договора?


07.08.2018 9:09   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Современная организация: менеджмент услуг

Все гарантии сторон и при расторжении договора, и при завершении работ по договору, оговариваются в самом договоре, никаких других гарантий, кроме установленных договором, существовать не может.
   Гарантии в договорах на консалтинговые услуги даже при завершении работ по договору устанавливаются достаточно редко. Это определяется тем, что в договоре результат консалтинговых услуг подавляющего большинства консалтинговых компаний, определяется как разработка и передача Заказчику каких-либо материалов. Наша компания, в отличие от других, определяет результат договора консалтинговых услуг как заданное повышение выработки предприятия (суммы прибыли и средств оплаты труда), достигаемое предприятием Заказчика в ходе проведения наших консалтинговых услуг, и это повышение фиксируется в договоре. Фиксируются и финансовые гарантии нашей компании по достижению заданного договором повышения выработки.



Наши новые статьи

15.08.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru