ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(113)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(56)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Современная организация: натуральное хозяйство - товарное производство. Современная организация

5. Современная организация
 
Современным организациям для эффективной деятельности, для выпуска конкурентоспособной продукции, для выживания в конкурентной среде, необходима мотивация персонала не на зарплату, а на результат деятельности организации. Особенно в сферах, где деятельность слабо поддается формализации и регламентации. В современной организации необходима направленность и фокусировка деятельности каждого члена организации на требуемый коллективный результат. Соответственно оценка деятельности каждого члена организации должна исходить из конечного результата организации. Но для организации, над результатом деятельности которой трудятся десятки, сотни и тысячи человек, это достаточно сложный и неразрешенный до настоящего времени вопрос.

Деятельность современной рациональной организации и экономически, и технически, разделена на две фактически изолированные составляющие:

1) Деятельность организации по выдаче личных частных заданий, получению совокупного результата, и реализации этого результата.
2) Деятельность членов организации по выполнению частных заданий и получения денежного вознаграждения за них – личного результата.
 
Это приводит к разнонаправленности деятельности, к низкой ее эффективности не смотря на разделение труда и специализацию.
 
В случае хозяйства непосредственного потребления деятельность организации едина и неразделима, изначально сфокусирована на результат.
 
Таким образом, необходимо сочетание преимуществ и хозяйства непосредственного потребления (натурального хозяйства), и менового хозяйства (товарного производства), создание в организации промышленного производства материальных и нематериальных ценностей с наличием прямых экономических и социальных связей между деятельностью человека в организации и социальным результатом деятельности организации.
 
И это достижимо, но требуется:
 
1) Установление долгосрочной цели организации, как экономической, так и социальной, осознание и принятие ее членами организации.
2) Мотивация коллектива на социальный результат организации, формирование соответствующей культуры.
3) Формирование организации не только как рациональной (вторичной) группы, но и как экспрессивной (первичной) группы, формирование соответствующей культуры.
 
Собственно такая форма, сочетающая принципы натурального хозяйства и товарного производства была создана в Японии [16]. В Японии компании рассматриваются не как машины по производству денег, а как самодостаточные организации, в первую очередь призванные «служить интересам общества», и только во вторую — приносить прибыль. Многие компании существует веками, и владельцы менялись здесь крайне редко.
 
Западная система найма исходит из рыночной концепции, в соответствии с которой работник ищет самые выгодные условия для продажи своих профессиональных знаний и навыков. Если условия контракта перестают его удовлетворять или появляется более выгодное предложение, он меняет место работы, и это в принципе ни у кого не вызывает осуждения, мотивы всем ясны и понятны.
 
Современный японский менеджмент воспринял и сохранил свои вековые принципы и традиции в форме преданности одной фирме, которая гарантирует служащему пожизненное содержание, 66 % японцев относятся к своей компании так же, как к семье. Это означает, что не только сотрудники проявляют лояльность фирме, но и она относится к ним так же. Распределение в японских фирмах уравнительное, основано только на стаже и возрасте, что обеспечивает стабильную рабочую атмосферу в коллективах, снижает психологические издержки от интриг, доносов и подсиживаний, которыми славятся многие западные корпорации. В Японии компании ищут не обладателей особых знаний или навыков, а людей с большим внутренним потенциалом. Отбирая их в качестве "исходного человеческого материала", они готовят из них подлинных специалистов своего дела уже на рабочем месте.
 
Главными недостатками японской системы являются уравниловка и медленное продвижение молодых сотрудников, а также заниженная оплата их труда. Эта система действовала ни много ни мало полтора столетия, и лишь в последние годы японцы начали её модернизировать, вводя постепенно контракты, внутреннюю конкуренцию, учёт личного вклада и другие элементы западного менеджмента, принимая некоторые элементы товарного производства.

Можно выделить следующие особенности, характеризующие японский менеджмент, большая часть из них соответствует натуральному хозяйству, а не товарному производству.
Японский менеджмент можно охарактеризовать как стремление к улучшению человеческих взаимоотношений, которое включает в себя: согласованность, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

Японский менеджмент пытались внедрить и США, и многие страны Европы, но полностью он нигде внедрен так и не был. Директор центра Стерлинского университета (Англия) по изучению Японии профессор Жан-Пьер Леманн в одном из своих выступлений очень точно отметил, что «Японию нельзя воспринимать как модель, которую можно копировать. Ее следует использовать как зеркало, в котором нужно рассматривать собственные сильные и слабые стороны» [17]. Нельзя копировать не только японскую модель, но даже и систему управления другой себе подобной успешной российской компании – «дублирование организационного порядка» Пригожин отнес это к организационной патологии. Возможен только другой «вариант, когда организационный порядок конструируется специально и по некоторой логике целесообразности, по примеру других организаций, по совету консультантов, работающих в нормативном режиме и дающих нормативные консультации, разрабатывается априори до опыта и потом внедряется в служебное поведение» [18].
 
Для создания эффективной организации должен быть найден оптимум, обеспечивающий преимущества известных организационных форм, как натурального хозяйства, так и товарного производства. Однако нельзя найти этот оптимум, создать соответствующую формальную структуру управления и ждать результата – его не будет. Точнее результат будет только тогда, когда будет сформирована культура членов организации, соответствующая принятой организационной форме, в противном случае вообще ничего не выйдет. К вопросу построения эффективной современной организации можно подходить только после тщательной подготовки, поняв все возможные организационные формы и требуемые культуры, поняв менталитет коллектива и своей странны в целом, выявив все возможные «подводные камни». 
 

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024