О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
15.07.2012

Организация: человек, стратегия, структура 3

 3. Человек, группа, организация. Экономика

Для того, что бы организация, подразделение, группа, человек, могли удовлетворять свои внутренние цели (выживание, существование, развитие) и иметь возможность выполнять внешние цели и удовлетворять потребности общества, они должны получать из внешней среды необходимые для этого ресурсы. В современном обществе с общественным разделением труда они могут получать их только взамен на реализацию внешних целей общества (организации, структурного подразделения). Взаимоотношения сторон при этом определяются современной экономикой.

Существуют две экономики: экономика бартера (товарно-денежная) и экономика дара. В первой присутствуют прямые операции обмена или купли-продажи. Во второй – акты дарения с последующим получением ответного дара, при этом акты разнесены по времени, форма ответного дара неопределенна (это может быть, например, даже и уважение, признание), да и формально не гарантирована, гарантирована только неформальными нормами неформальных групп.

В реальной жизни всегда присутствуют обе эти экономики, бартера - в основном в формальных организациях, дара – в основном в неформальных. Взаимоотношения при купле-продаже и даре принципиально отличаются. Принять дар, значит принять на себя обязательство, дар обязательно должен быть возмещен. Купля-продажа освобождает от обязательств [10]. Дары создают «чувственную связь», а товарный обмен – нет [11]. Обмены в экономике дара отличаются от экономики бартера, тем, что они используются в основном для выстраивания социальных отношений. Подарки между индивидами или между группами помогают создавать отношения, позволяя людям работать вместе. Щедрость подарка повышает личный престиж и социальный статус дарящего. Социальные различия не определяются скорее не доступом к благам, а скорее возможностью совершать подарки для других [12]. «Дар, в отличие от товара, является способом поддержания социальных отношений» [13].

Экономику бартера еще называют формальной, а экономику дара – неформальной. Однако, это не всегда так.
Для формальных некоммерческих религиозных организаций и других организаций с бесплатными услугами экономика дара является формальной (регламентированной формальными документами) экономикой, при этом, однако, ответный дар ничем не регламентирован. Но внутри такой организации может присутствовать экономика бартера, например, сотрудники организации могут получать зарплату.

В неформальной же группе могут неформально осуществляться не только акты дарения, но и бартера.
Для всех же формальных организаций с платными услугами, экономика бартера является основой в рамках формальной структуры, а экономика дара - в рамках неформальных отношений. При этом экономика дара может касаться и производственных вопросов. Так выполнение работником внеплановой работы, создание новых идей, может рассматриваться как дар, и возвращается к нему такими дарами, как уважение, признание, а также и формальной премией, продвижением по службе. Такая экономика дара - основа неформальной интеграции.

Таким образом, экономика организации, как экономика бартера, так и экономика дара, обеспечивают жизнеобеспечение организации, ее развитие – обеспечивают внутренние цели системы организации, а также обеспечивает возможность достижения ею внешних целей общества, развитие общества.

С экономикой бартера и экономикой дара довольно тесно связаны понятия «экономического человека» и «социального человека». Описание «экономического человека» дал еще Адам Смит в 1776 году, хотя он и не использовал сам термин «экономический человек» [14]. «Экономический человек», в современном понимании, - условное общее понятие о человеке как о рациональном субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения личной максимальной выгоды. Понятие «социального человека» появилось много позднее (опять же не используя данного термина), первой была работа Элтона Майо опубликованная им в 1933 г. [15]. В современном понимании «социальный человек» - это иррациональный субъект, деятельность которого направлена не на себя, а на коллективные социальные потребности, он ценит исконные человеческие отношения, а не коммерческие.

Реальный человек полностью не определяется ни как экономический, ни как социальный, в любом человеке всегда присутствуют оба направления [15], причем не только присутствуют, но и борются.
Экономический человек – это рациональный человек, ориентированный на экономику бартера, его приоритет – это личная свобода. Социальный человек больше ориентируется на экономику дара, его приоритет – коллективная свобода.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация: человек, стратегия, структура"

Стр. <<   1 2

01.12.2016 0:14  А.Т.

Можно ли определить менеджмент как человеческий фактор?

01.12.2016 10:04  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Можно сказать, что в менеджменте существует два направления: "механистическое" и "человеческое".

Первое рассматривает человека как "рабочую силу" и базируется формальной организации, директивном руководстве на наказании за отклонение от формальных норм и директив. Оно имеет особое распространение при безработице, монопольном положении предприятия, "выгодных" госзаказах, во всех случаях, когда человеком движет страх перед наказанием или увольнением.

Второе рассматривает человека как творца и базируется на поощрении, такой формальной организации, которая обеспечивает цели и человека, и предприятия, на самоорганизации и самоуправлении, на высокой организационной культуре.

Второе направление и позволяет определить менеджмент как "человеческий фактор". К сожалению, можно отметить, что и в настоящее время это направление не является доминирующим.

06.06.2017 21:41  Никита

С чего начать разработку стратегии организации?

06.06.2017 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Стратегию можно начинать только с постановки цели. Ведь стратегия - это, в самом общем виде, и есть путь достижения поставленной цели.

07.10.2018 11:27  Лола

Активация человеческого фактора в организации

07.10.2018 15:11  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Пожалуй, существует только один действенный способ активации человеческого фактора в организации - это дать человеку возможность равноправно участвовать в формировании общих целей. Только тогда они будут соответствовать его ценностям и интересам. Директивная постановка целей очень редко приводит к активации человеческого фактора, и внешняя мотивация в этом практически не помогает.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация: человек, стратегия, структура", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как проводится декомпозиция высших целей?


04.12.2018 18:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Современная организация: дерево целей – дерево стратегий

Декомпозиция высших целей не может проводиться в принципе - высшие цели являются «неразложимыми», «непредметными». Любые высшие цели, например, повышение прибыли, повышение капитализации, занятия лидирующих позиций в рыночных нишах, и др., невозможно разложить на компоненты.
Необходимо не проводить декомпозицию высших целей, а находить такую систему предметных целей (разработка, производство и реализация конкретных продуктов, средств их производства), достижение которой и обеспечит достижение высших целей предприятия. При этом цель - это предвидимый результат и средства его достижения, как технологические, так и институциональные. Цель без адекватных средств - это, как отмечал еще Гегель, - «пустая цель». И здесь целый комплекс проблем (в большей части социальных), которые необходимо разрешить, и краткий ответ на Ваш вопрос невозможен. Этот ответ можно найти в наших последних статьях, а еще лучше напишите на наш адрес info@corpsys.ru.



Наши новые статьи

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru