ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(99)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(42)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Организация: человек, стратегия, структура 3

 3. Человек, группа, организация. Экономика

Для того, что бы организация, подразделение, группа, человек, могли удовлетворять свои внутренние цели (выживание, существование, развитие) и иметь возможность выполнять внешние цели и удовлетворять потребности общества, они должны получать из внешней среды необходимые для этого ресурсы. В современном обществе с общественным разделением труда они могут получать их только взамен на реализацию внешних целей общества (организации, структурного подразделения). Взаимоотношения сторон при этом определяются современной экономикой.

Существуют две экономики: экономика бартера (товарно-денежная) и экономика дара. В первой присутствуют прямые операции обмена или купли-продажи. Во второй – акты дарения с последующим получением ответного дара, при этом акты разнесены по времени, форма ответного дара неопределенна (это может быть, например, даже и уважение, признание), да и формально не гарантирована, гарантирована только неформальными нормами неформальных групп.

В реальной жизни всегда присутствуют обе эти экономики, бартера - в основном в формальных организациях, дара – в основном в неформальных. Взаимоотношения при купле-продаже и даре принципиально отличаются. Принять дар, значит принять на себя обязательство, дар обязательно должен быть возмещен. Купля-продажа освобождает от обязательств [10]. Дары создают «чувственную связь», а товарный обмен – нет [11]. Обмены в экономике дара отличаются от экономики бартера, тем, что они используются в основном для выстраивания социальных отношений. Подарки между индивидами или между группами помогают создавать отношения, позволяя людям работать вместе. Щедрость подарка повышает личный престиж и социальный статус дарящего. Социальные различия не определяются скорее не доступом к благам, а скорее возможностью совершать подарки для других [12]. «Дар, в отличие от товара, является способом поддержания социальных отношений» [13].

Экономику бартера еще называют формальной, а экономику дара – неформальной. Однако, это не всегда так.
Для формальных некоммерческих религиозных организаций и других организаций с бесплатными услугами экономика дара является формальной (регламентированной формальными документами) экономикой, при этом, однако, ответный дар ничем не регламентирован. Но внутри такой организации может присутствовать экономика бартера, например, сотрудники организации могут получать зарплату.

В неформальной же группе могут неформально осуществляться не только акты дарения, но и бартера.
Для всех же формальных организаций с платными услугами, экономика бартера является основой в рамках формальной структуры, а экономика дара - в рамках неформальных отношений. При этом экономика дара может касаться и производственных вопросов. Так выполнение работником внеплановой работы, создание новых идей, может рассматриваться как дар, и возвращается к нему такими дарами, как уважение, признание, а также и формальной премией, продвижением по службе. Такая экономика дара - основа неформальной интеграции.

Таким образом, экономика организации, как экономика бартера, так и экономика дара, обеспечивают жизнеобеспечение организации, ее развитие – обеспечивают внутренние цели системы организации, а также обеспечивает возможность достижения ею внешних целей общества, развитие общества.

С экономикой бартера и экономикой дара довольно тесно связаны понятия «экономического человека» и «социального человека». Описание «экономического человека» дал еще Адам Смит в 1776 году, хотя он и не использовал сам термин «экономический человек» [14]. «Экономический человек», в современном понимании, - условное общее понятие о человеке как о рациональном субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения личной максимальной выгоды. Понятие «социального человека» появилось много позднее (опять же не используя данного термина), первой была работа Элтона Майо опубликованная им в 1933 г. [15]. В современном понимании «социальный человек» - это иррациональный субъект, деятельность которого направлена не на себя, а на коллективные социальные потребности, он ценит исконные человеческие отношения, а не коммерческие.

Реальный человек полностью не определяется ни как экономический, ни как социальный, в любом человеке всегда присутствуют оба направления [15], причем не только присутствуют, но и борются.
Экономический человек – это рациональный человек, ориентированный на экономику бартера, его приоритет – это личная свобода. Социальный человек больше ориентируется на экономику дара, его приоритет – коллективная свобода.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024