Начало статьи | (37) | Организация и развитие предприятия. Фундаментальные основы и практическая методика |
5.4. Социальный, организационный и корпоративный порядок предприятия
При любой совместной деятельности, люди создают необходимый им социальный порядок [Бергер, Лукман, 1995; Годелье, 2007; Патрушев, 2002, с. 150], соответствующий той внешней среде, в которой они осуществляют свою жизнедеятельность. Такой, который интегрально обеспечивает их максимальные общие результаты и, соответственно максимальные личные. Собственно формирование "социального порядка" происходит одновременно с самоорганизаций группы. Этот порядок соответствует складывающейся культурой группы.
При этом "организационный порядок" – это порядок, устанавливаемый формальной организацией предприятия, навязывающей коллективу, со стороны его руководителей, такие специфические внешние воздействия [Хакен], которые будут обеспечивать направленность его деятельности на достижение установленных целей предприятия. И организационный прядок – это тот же самый социальный порядок, только естественным путем сформировавшийся в предприятии уже с учетом этих специфических внешних воздействий [Хайек, 1992] – внешних санкций за отклонения от его внешней формальной организации. Предприятие при директивной организации представляет для коллектива внешнюю среду к которой необходимо приспосабливаться. При этом, как отмечает Зигмунт Бауман, «никакое описание искусственного порядка не может быть поистине свободным от ценностей» Бауман, 1996, с.154]. И здесь среди всех ценностей «справедливость выступает как перформатив [эквивалент] социального порядка, понятого как соглашение … [которое] находит корректирующее решение в «сильной руке» суверена, который устанавливает предел смысловой неопределенности и научает подданных тому, чем является справедливость» [Карчагин, 1922]. Однако истинной справедливости научить невозможно, возможно только разъяснить ее – если она конечно имеет место.
__________________