О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
11.06.2011

Стратегический менеджмент и современная парадигма управления

МЕНЕДЖМЕНТ (английское management - управление, заведование, организация), управление производством; совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики [1].
 
Т.е. менеджмент присутствует в любом предприятии и любой организации. Однако формы менеджмента (управления), и собственно и парадигма менеджмента,  могут кардинально отличаться.

Еще Аристотель говорил:  «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
  1. Правильного выбора конечных целей.
  2. Отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели» [2].
Собственно говоря, у любого предприятия и организации есть свои цели, и весь вопрос только в том, какие цели положены в основу управления, и как обеспечивается достижение этих целей.
 
Как определить, является ли управление на конкретном предприятии стратегическим менеджментом. Ответ заключается в том, сформулирована ли конечная цель предприятия, разработана ли стратегия достижения поставленной цели и осуществляется ли стратегическое управление на практике.

Особо отметим, что речь идет о конечной цели предприятия в целом. Ведь существует и множество частных целей, по которым может разрабатываться стратегия. Но это будет не стратегия предприятия, а стратегия достижения этих частных целей.
 
Стратегический менеджмент предприятия должен исходить именно из конечной цели предприятия и обеспечивать достижение этой цели на практике. Если этого нет, если имеются только отдельные частные цели, то мы будем иметь только частные ограниченные случаи стратегического управления.

К сожалению, известные современные концепции стратегического менеджмента как раз и характеризуются тем, что управление идет по частным целям. Будь то концепция управления по целям (MBO) Питера Друкера или концепция системы сбалансированных показателей (BSC) Каплана и Нортона. Да и все производные концепции. И эффективность такой стратегии полностью определяется тем, насколько принятый набор целей соответствует конечной цели предприятия.
 
Концепция управления по целям (MBO)

Питер Друкер писал [3]: «Оживленные дискуссии, которые ведутся сегодня о целях менеджмента на предприятии, в основном сводятся к поиску одной единственной правильной цели. Однако этот поиск не только может оказаться бесполезным, как поиски философского камня, но и причинить вред или направить усилия менеджмента по ложному пути.
 
Управлять бизнесом – значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями Какими же должны быть эти цели, и как их формулировать? На этот вопрос есть только один ответ: цели нужны в каждой сфере бизнеса, эффективность функционирования и результаты работы которой напрямую и коренным образом влияют на его выживание и процветание. Эти сферы, на которые влияет любое управленческое решение и которые поэтому должны учитываться при принятии каждого управленческого решения. Существует восемь ключевых сфер предприятия, для которых необходимо устанавливать цели:
  • рыночное положение;
  • инновации;
  • производительность;
  • материальные и финансовые ресурсы;
  • прибыльность;
  • работа и обучение менеджеров;
  • работа рядового персонала и отношения с ним;
  • ответственность перед обществом».
Одной из многочисленных трактовок MBO можно считать использование широко известного принципа SMART, в соответствии с которым цели должны быть:
  • Specific - специфичные для организации/подразделения/сотрудника;
  • Measurable - измеримые;
  • Achievable - достижимые, реалистичные;
  • Result-oriented - ориентированные на результат;
  • Time-based - определенные во времени.
Концепция сбалансированной системы показателей (BSC)

По замыслу Каплана и Нортона Scorecard содержит текстовую, графическую и числовую часть.

Первая включает формулировки миссии (mission), видения (vision), стратегических целей (strategic objectives), мероприятий (initiatives), обеспечивающих достижение стратегических целей, названия метрик (measures) – индикаторов для измерения степени достижения стратегических целей.

Графическая часть Scorecard представляет собой схематичное представление стратегии в виде дерева стратегических целей-подцелей.

Числовая часть Scorecard содержит значения ключевых показателей (метрик) – текущих и целевых. В качестве базового варианта BSC предлагает использовать 4 группы индикаторов (перспектив):
  • финансы (financial perspective);
  • клиенты (customer perspective);
  • бизнес-процесс (internal perspective);
  • обучение и рост.
Каплани Нортон писали: «Итак, имея краткое описание направлений самого высокого уровня - миссии, видения и стратегии, - мы можем приступать к разработке стратегической карты, которая сделает понятными и близкими каждому сотруднику организации стратегические цели и задачи, а также пути их достижения и решения» [4].

Однако, не смотря на это, что BSC пытается декларировать неразрывную цепь от миссии предприятия до стратегических целей и программ их достижения, стратегические цели все же оказываются оторванными от миссии и видения предприятия. Никакого механизма превращения миссии и видения в стратегические цели концепция не дает. Фактически, BSC это выбор показателей, имеющих иерархические причинно-следственные связи с финансовыми показателями предприятия.

Поэтому ни управление по целям, ни сбалансированная система показателей не смогли стать универсальной методикой, отвечающей всем требованиям современного менеджмента - не смогли даже в первом приближении стать парадигмой менеджмента.
______________________________________
[1] Современная энциклопедия. 2000.
[2] Меском М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
[3] Питер Друкер. Практика менеджмента.
[4] "Strategy Maps: Converting Intangible Assets into Tangible Outcomes" - "Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты".

Вы также можете посмотреть статьи 2016 года "Стратегия развития предприятия" и "Развитие организации"

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Стратегический менеджмент и современная парадигма управления"



17.10.2013 10:13  Илья К,

А что Вы можете сказать о ситуационном менеджменте и инновационном менеджменте?

17.10.2013 13:03  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегический менеджмент – это поставленная цель и разработанные пути ее достижения. Понятно, что цель может ставиться только с учетом сложившейся ситуации и ее развития, более того, стратегическое управлении основано на постоянном отслеживании движения к поставленной цели с учетом изменяющегося состояния внутренней и внешней среды (ситуации) и непременной коррекции движения при отклонениях. Более того, при существенных отклонениях возможен и пересмотр поставленных целей. Так что стратегический менеджмент всегда включает в себя и ситуационный менеджмент.

Если же попробовать представить чисто ситуационное управление, то предприятие будет подобно флюгеру, поворачивающемуся на каждое дуновение ветра, без какого либо главного стратегического направления движения.

Что касается инновационного менеджмента, то инновации – это не самоцель (что сейчас часто провозглашается), а средство достижения поставленных стратегических целей. Будут инновации способствовать достижению поставленных целей, будет их развитие и внедрение. К сожалению, инновации сейчас не нужны не бюрократии - выделяемые на это средства (а они выделяются у нас в разы меньше, чем даже в развивающихся странах) просто растворяются. А бизнес, при нынешних условиях, может ставить, в основном, только близкие цели, и ему не до инноваций. Вот и пытаются пропагандировать инновационный менеджмент.

17.12.2013 11:16   Алекс

Что такое политика в менеджменте?

17.12.2013 15:57  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Политики являются важнейшей составляющей стратегии: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» (Джеймс Куинн, 1980, Стратегия перемен).

Поставленная цель может быть достигнута самыми разными путями, и число путей ничем не ограничено. Например, если мы ставим цель получения максимальной прибыли и у нас нет никаких политик, то наиболее выгодно торговать наркотиками или оружием, не платить налоги, и т.д.
 
Любое предприятие имеет свои политики: рыночную политику - работать в определенной рыночной нише, налоговую политику – уходить или нет от налогов, уходить – то как, финансовую политику, и т.д. Когда политики определены, тогда (и только тогда) можно строить программы достижения поставленных целей.
 
Довольно часто «политики» называют «стратегиями»: финансовая стратегия, кадровая стратегия, конкурентная стратегия, и т.д. На самом деле термин «стратегия» применим тогда, когда речь идет о программах достижения поставленных целей, а не тогда, когда речь идет об ограничениях или выбранных направлениях деятельности, нормах, принципах, – это политики.

21.04.2016 15:30  Таисья

Единство целей в стратегическом менеджменте

21.04.2016 20:15  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Единство целей должно быть всегда и везде, и в стратегическом менеджменте (руководители верхних уровней иерархии) и в тактическом (операционном) менеджменте (нижние уровни иерархии).



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Стратегический менеджмент и современная парадигма управления", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Взаимосвязь между целями и стратегией предприятия?


31.05.2018 12:11   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Разработка и реализация эффективной стратегии

Стратегия - это система взаимосвязанных частных целей, политики (принципы и нормы) их достижения, и программа деятельности по достижению цели предприятия, не выходящая за рамки принятых политик (Джеймс Куинн).



Наши новые статьи

21.06.2018 Анонс статьи "Решение проблемы мотивации персонала" (Часть 1) Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Несмотря на большое число исследований в области мотивации персонала эта проблема до настоящего времени так и не решена. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее

27.03.2018 Возможности BPM-технологий в бизнесе и систем для их реализации.
Стремительное развитие и трансформация бизнеса невозможна без ИТ-технологий. Один из ключевых трендов 2018-года – внедрение BPM-систем для автоматизации популярных бизнес-процессов компаний. Технология направлена на ... далее

02.12.2017 Консалтинговый договор
Услуги управленческого консалтинга отличаются от всех остальных услуг тем, что не существует никаких формальных документов, определяющих предмет управленческого консалтинга, его результат. Причем никакой гарантии того, ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru