Суть бизнеса, законы развития сути бизнеса
СУТЬ - [ женский род ] сущность, существо, самость, основанье, самое главное, важное в деле; зерно, ядро, нутро. Дойти до сути. Самая суть бытия от нас сокрыта. Суди по сути. ("Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль).
СУЩНОСТЬ –смысл вещи, предмета или явления; то, чем они есть сами по себе, их качественная устойчивость в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, текучих состояний вещи под влиянием тех или иных причин. Сущность –это закон, внутренняя определенность объекта, его стержень, совокупность главных свойств. Определение и понимание сущности –главная цель любого познания. (Е.М. Удовиченко «ФИЛОСОФИЯ: конспект лекций и словарь терминов»)
Еще древний философ Гераклит был убежден, что в мире нет ничего неизменного, ничто не повторяется, все преходяще и одноразово. "Все течет", "все изменяется" и "нельзя войти в одну и ту же реку дважды".
Развитие сути четко показано в учении «Каббала»: «Каждое зерно, каждый развивающийся объект будет проходить свои специфические, характерные именно для него стадии развития. …Как суть, так и законы развития сути четко заданы и вместе с сутью переходят из предыдущей формы в последующую» (Михаэль Лайтман «Книга 19. Претворение Идеи (старое издание)»)
Каббала говорит также:
«В любом творении существуют четыре определяющих его фактора: 1. Основа –это первичный материал данного создания, из которого оно возникло. Неизменные свойства основы –это порядок его развития. Например, гниение зерна пшеницы в земле вызывает появление нового ростка пшеницы, то есть того же вида. Зерно сгнивает –внешняя форма полностью исчезает, подобно тому, как наше тело разлагается в земле, но основа остается и дает новый побег, подобно тому, как наша душа вынуждает родиться новое тело, чтобы облачиться в него.»
Основа бизнеса –прибыль, если какое-либо предприятие не имеет прибыли, то это клуб по интересам, хобби, все что угодно, но не бизнес.
«2. Неизменные свойства основы. Основа (зерно в данном случае) никогда не примет форму других хлебных злаков, например, овса, а лишь предшествовавшую ей форму, которая потеряна ею, то есть, форму пшеницы. Возможны определенные изменения в количестве и качестве нового побега, которые зависят от окружающей природы, –от почвы, удобрений, влаги, солнца –однако, основа формы пшеницы (то есть прежней сути), не претерпевает никаких изменений.»
Онова бизнеса –прибыль, - неизменна, она никогда не примет форму, наример, морального удовлетворения, престижа и т.д. Это будет уже не бизнес.
«3. Свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил. Под воздействием внешних факторов качественно меняется оболочка сути –зерно остается зерном, но его внешняя форма меняется и зависит от окружающей среды. Дополнительные внешние факторы присоединились к сути и вместе с ней дали новое качество за счет влияния внешней среды. Это может быть солнце, земля, удобрения, влага, дождь –относительно зерна; или общество, группа, книги, Учитель –относительно человека.»
Для бизнеса это может быть благоприятная конъюнктура рынка, финансы, кадры... Зерна бизнеса имеются в каждом их нас (но не все они всходят). Первоначально бизнес может вести даже один человек, затем у него появляются работники, - появляется подчиненность. Далее, по мере роста, появляется иерархия, делегирование полномочий, выделение отдельных направлений бизнеса в дочерние бизнесы... Каждая из ступеней развития бизнеса имеет свою организационную структуру, закономерно сменяющую прежнюю. Однако, в отличие от зерна, развитие бизнеса хоть и подчиняется общим законам, но может идти не одним путем, а различными путями, оптимальными для каждого предприятия (и число путей ограничено), например, оно может идти к дивизиональной организационной структуре, а может идти к матричной организационной структуре, каждая из которых имеет свои свойства.
Спиноза по поводу развития говорил : "Существование меняется, но сущности остаются прежними".
«4. Изменения внешних сил. Человеку необходимо окружение, которое развивается и постоянно влияет на развитие человека. А человек, развиваясь, влияет на окружение, побуждая его к росту, что, в свою очередь, вновь поднимает человека. Таким образом человек и его среда параллельно растут.»
Любой бизнес развивается во внешней конкурентной среде и, в большей или меньшей степени, влияет на эту конкурентную среду. Собственно сам бизнес и создает эту конкурентную среду. Бизнес и конкурентная среда параллельно растут, что заставляет каждый конкретный бизнес постоянно развиваться, повышать эффективность деятельности предприятия, экономическую эффективность, конкурентную способностью. Без развития бизнес умирает (также как и проросшие, но отстающие в развивитии побеги пшеницы).
«Этими четырьмя факторами определяется все состояние каждого творения. И даже если человек сутки будет проводить в исследованиях, все равно ничего не сможет изменить или добавить к тому, что предоставлено ему этими четырьмя факторами. И как бы мы ни действовали, ни думали, что бы мы ни делали, что бы мы ни приобретали –все заключается только в этих четырех факторах. И любое добавление, которое только сможет найти, будет лишь количественным, определенным большей или меньшей степенью разума, в то время как качественно здесь абсолютно нечего добавить.»
(Михаэль Лайтман Брошюры 1-6. Свобода воли. Что такое Каббала? Строение души. Ответы каббалиста. Дух и тело. Тайный смысл Библии и Выпуск №4. РФО РАН Российское Философское общество. Каббала как Интегральная наука)