Основной фактор построения эффективного предприятия. Кооперация
Начало статьи
© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, 2019
2. Кооперация
Как отмечал Чарльз Барнард, «кооперация может возникнуть только в том случае, если она способна достичь того, что не способен сделать отдельный человек» [2]. А «источником первичной эффективности является превосходство возможностей группы над биологическими возможностями отдельных людей в физическом и социальном контексте» [2, с. 53]. Но при кооперативной деятельности возникает серьезная проблема, заключающаяся в том, что «с помощью кооперативной деятельности нельзя удовлетворить личные цели, за исключением случаев, когда имеет место промежуточный распределительный процесс. То, что создается в ходе кооперативной деятельности, может распределяться или не распределяться между ее участниками» [2 с. 33]. И вопрос о том, распределяются или не распределяются результаты совместной деятельности является принципиальным. «Общая цель обязательно представляет собой нечто внешнее, безличное, объективное, несмотря на то что ее индивидуальная интерпретация носит субъективный характер. Единственное исключение из этого общего правила связано со случаем, когда достижение цели организации становится источником личной удовлетворенности и мотивом для многих участников организации» [2, с. 87]. «Кроме этого они получают удовлетворение от социального взаимодействия, которое не было изначально целью кооперации, но в процессе кооперации становится для них привлекательным» [2].
Таким образом эффективность кооперации (предприятия) зависит от того, как распределяется достигаемый результат, в какой степени цель организации является мотивом деятельности участников – собственников и наемного персонала. От того, насколько «правила игры» принятые в предприятии, мотивируют участников на постановку и достижение высоких целей, зависит от «[институциональной] структуры, которая определяет, как должна разыгрываться политическая и экономическая игра» [9, с. 84].
__________________