|
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 20.05.2021, № 27-В2021 |
Аннотация
Развитые страны имеют столетиями сформировавшуюся культуру производства, направленную на повышение эффективности, на выживание в конкурентной борьбе. Развивающиеся страны, как и наша страна, такой культуры не имеет, и уровень эффективности в среднем в 3-4 раза ниже чем в развитых странах. Однако у нас нет других возможностей выживания, кроме как определение путей повышения эффективности буквально за месяцы и годы. Именно этому вопросу — определению практических методик повышения эффективности наших российских предприятий и посвящена предлагаемая статья. В ней на базе трудов классиков экономики и смежных наук проведено дальнейшее обоснование предложенных нами ранее двух единственно возможных путей повышения эффективности и практических методик их внедрения в деятельность наших предприятий. Основа методологии — это критерий производительных сил человека, в неявном виде сформулированный еще Фредериком Листом, экономический подход Гэри Беккера, положения Честера Барнарда о структуре и механизме деятельности предприятии, а также положения капитала человека, смысла жизни человека. Приведенные результаты имеют и теоретическое, и непосредственное практическое значение.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ИЗВЕСТНЫЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
Механизм деятельности капиталистического предприятия
Производительные силы человека
Проблема эффективности предприятия и пути повышения эффективности
Невозможность эффективной внешней мотивации персонала
Критерий эффективности деятельности предприятия
Небюрократический путь построения капиталистического предприятия
Обеспечение доверия при партнерских отношениях
НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Методика повышения уровня оплаты труда
Требования к руководству предприятия
Методика повышения эффективности бюрократического предприятия за счет нематериальных результатов
Недостатки повышения эффективности бюрократического предприятия за счет повышения результатов персонала
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Общая методика создания партнерского предприятия
Ключевые положения собственника предприятия
Создание общности отношений собственника и персонала
Необходимые компетенции собственника предприятия
Организация целеполагания в партнерском предприятии
Организация целеосуществления в партнерском предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Список литературы 63 наимен.
Скачать статью (327)
Ключевые слова
Производительные силы, партнерское предприятие, зона безразличия, повышение эффективности, капитал человека, внутренняя мотивация.
Enterprise efficiency. Conceptual framework and practice
Abstract
Developed countries have a centuries-old production culture aimed at improving efficiency, at surviving in the competitive struggle. Developing countries, like our country, do not have such a culture, and the level of efficiency is on average 3-4 times lower than in developed countries. However, we have no other survival options than identifying ways to improve efficiency in just months and years. This article is devoted to this issue — the definition of practical methods for improving the efficiency of our Russian enterprises. In it, on the basis of the works of the classics of economics and related sciences, a further justification of the two previously proposed only possible ways to improve efficiency and practical methods of their implementation in the activities of our enterprises is carried out. The basis of the methodology is the criterion of human productive forces in an implicit form formulated by Frederick List, the economic approach of Gary Becker, the provisions of Chester Barnard on the structure and mechanism of the enterprise, as well as the provisions of human capital, the meaning of human life. These results have both theoretical and direct practical significance.
Keywords
Productive forces, partner enterprise, zone of indifference, efficiency improvement, human capital, internal motivation.