Создание эффективной организации деятельности предприятия
Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Эффективность предприятия. Механизм деятельности капиталистического предприятия
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ИЗВЕСТНЫЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
Механизм деятельности капиталистического предприятия
Капиталистического предприятие, как отмечал еще Жан-Батист Сэй (1803) имеет в своей основе принципиальное противоречие: «Заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать» [39, с. 66]. И это соглашение (контракт) является только вынужденным компромиссом, при котором «сама противоположность интересов и конкуренция за возможности остаются» [7, с. 99]. Контракт есть то, почему человек «за некоторое вознаграждение <...> соглашается в известных пределах выполнять распоряжения руководителя» [25, с. 42].]. Только эти пределы, с одной стороны, определяются властью руководителя — принуждением, за счет угрозы увольнения [7], работника к труду, к выполнению заданий и распоряжений. С другой стороны — возможностями, которые имеет и работник на рынке труда [2]. Он сам может найти более выгодное место и уволиться. В результате стороны находят некоторый баланс интересов сторон — баланс уровня труда персонала в интересах предприятия и получаемого от предприятия личного результата1. В зоне баланса интересов работнику не требуется принуждение — он свободен, но при этом выполняет распоряжения и указания. Честер Барнард, назвал эту зону — «зоной безразличия» [2]. Позднее Герберт Саймон отметил, что лучше называть ее «зоной приемлемости» [62]. Но это сути не меняет. С другой стороны, имеется и зона безразличия руководителя, в пределах которой он принимает как должное неполную нагрузку подчиненных [16]. При этом принуждение неизбежно возникает при нарушении баланса любой из сторон — выхода за пределы пересечения этих двух зон.
Личные результаты человека в предприятии определяются как «приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [4, с. 41]. «Человек, с точки зрения его потребностей, должен получать больше, чем он вложил — иметь чистую «прибыль» [2, с. 59]. Таким образом уровень труда человека и зона безразличия определяется не только уровнем оплаты труда, а уровнем совокупного материального и нематериального результата.
Что касается целеполагания, то в бюрократическом предприятии цели директивны и не отражают цели коллектива. Соответственно производительные силы членов коллектива, направленные на достижение директивной цели, невелики. А поскольку цели ставятся так, чтобы они были достижимы (издержки при недостижении цели очень велики), то директивные цели всегда занижены и отражают сформированную зону безразличия. Это говорит о том, что директивное целеполагание это не целеполагание сверху2, а целеполагание исходящее из достигнутого компромисса с персоналом.
____________
1 Зона баланса интересов достаточно широка: она определяется существенными издержками и рисками на замену сотрудника с одной стороны, и замену места работы — с другой.
2 Честер Барнард отмечал, что то, что целеполагание идет сверху — выдумка [2].
__________________ Версия для печати
|
|