Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Концептуальные основы. 1. Социальная и экономические системы
1. Социальная и экономические системы
Предприятие — это основа современной экономики. В литературе даются многочисленные определения экономики и экономической системы. Наш подход к концептуальным основам деятельности предприятия заключается в том, что экономических систем как таковых в природе не существует. А социальная система имеет результатом своей деятельности и экономические ценности, и социальные. Экономические — произведенные экономические ценности, распределяемые в системе известными основными путями: централизованное распределение, непосредственный и реципрокный взаимовыгодный обмен [Поланьи, 2002]. При этом реципрокный обмен — это обмен, взаимовыгодность которого определяется сторонами на достаточно больших интервалах времени1. При этом экономические ценности — это ценности, которые можно распределять именно такими путями. Социальные — это социальное признание, неформальные статусы, реальная власть, сам социум (в т.ч. и само предприятие, и семья, и округ, город, страна), и др., все, что ценно человеку, повышает его жизненный капитал, но не может распределяться отмеченными путями. Это ценности распределяемые объективно самой социальной системой. К ним можно отнести и альтруистские дары своим близким и своему социуму.
С точки зрения Ч. Барнарда [Барнард, 2009], Г. Беккера [Беккер, 1993], все социальные результаты также являются экономическими. При этом предприятие как социальная система — это совокупность акторов, осуществляющих взаимодействие друг с другом и внешней средой в рамках сформированных в предприятии организации и институтов с целью выживания, развития и превосходства этой системы — повышения жизненного капитала системы и ее членов. Соответственно все вопросы концептуальных основ организации предприятия будем рассматривать с этой точки зрения.
____________________
1 Реципрокный обмен может быть внутренним и внешним, антагонистическим и неантагонистическим. Именно реципрокный обмен осуществляется в предприятии между ним и персоналом, а в капиталистическом предприятии это внешний антагонистический обмен. [Жемчуговы, 2019].
__________________ Версия для печати
|
|