О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
26.07.2021

3. Производительные силы, капитал человека и критерий эффективности. Концептуальные основы.

Начало статьи
 
(195) А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 26.07.2021, №43

3. Производительные силы, капитал человека и критерий эффективности

Производительные силы человека в любом предприятии — движущая сила механизма любого предприятия — определяются достигаемым личным результатом человека: предвидимым (во многом подсознательно) повышением жизненного капитала человека в ходе его последующей деятельности [Жемчуговы, 2021a]. По Беккеру «прибыль» человека определяется как «приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, 1993, с. 41]. В предприятии, «если человек получает ровно столько, сколько потратил, у него нет стимула, чтобы участвовать в кооперации, так как у него нет чистой «прибыли». То, что он получает взамен, должно давать ему — с точки зрения его потребностей — больше, чем он вложил» [Барнард, 2009, с. 59]. Таким личным результатом человека в предприятии являются и материальные и финансовые выгоды, и выгоды от сопровождающего труд досуга и общения, и выгоды от использования ресурсов предприятия в личных целях. Это уже отмеченная выше «моральная проблема» О. Харта и Б. Хольмстрёма, или, по определению Оливера Уильямсона — оппортунизм: «Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничивается ими. Намного чаще под оппортунизмом подразумеваются более тонкие формы обмана, которые могут быть активными и пассивными, проявляться ex ante и ex poste» [Уильямсон 1996, с. 97]. А также все другие выгоды за вычетом неизбежных издержек труда и других издержек, включая «запретительные издержки»4. И чем выше предвидимое повышение его жизненного капитала (совокупной ценности всех его составляющих), тем выше и его производительные силы5 — это критерий личной эффективности деятельности человека.
Соответственно для повышения эффективности предприятия необходимо обеспечить повышение всех получаемых составляющих внутреннего и внешнего капитала человека и обеспечить их корреляцию с целями предприятия. При этом основные составляющие жизненного капитала человека включают [Жемчуговы, 2020; 2021a]:

Внутренние составляющие капитала: психо-физиологический (включая интеллект, эмоциональное насыщение), духовный (включая свободу, честь, совесть, смыслы), институциональный (ценности, нормы и принципы совместной жизнедеятельности), когнитивный (гуманитарные, научно-технические, предпринимательские, знания и навыки, ноу-хау), время (невосполняемый ресурс).
Внешние составляющие капитала: семья, социум (материальная и нематериальная среда, социальная среда, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность), домохозяйство, обособленное предприятие, социальный капитал, власть, материальные, финансовые и нематериальные объекты собственности, заключенные договоры (в т.ч. и контракты с предприятием).
При этом производительные силы предприятия, эффективность предприятия, определяются только производительным трудом человека — трудом, направленным на достижение целей предприятия. А «если вознаграждение носит случайный характер и не зависит от производительных усилий, то организация не будет стимулировать производительные усилия; и если вознаграждение отрицательно коррелирует с производительностью труда, то организация будет подвержена саботажу» [Alchian, Demsetz, 1972, p. 778]. Необходимо создание ситуации (организации, института - «правил игры» [Норт, 1997]) при которой максимальное повышение капитала человека обеспечивалось бы при производительном труде.
______________
4 Термин «запретительные издержки» принадлежит Л. Гурвицу [Измалков, Сонин, Юдкевич, 2008] и определяет издержки, нивелирующие получаемые человеком выгоды от отклонений от норм предприятия, невыполнения заданий и распоряжений руководства, использования ресурсов предприятия в личных целях - «запрещающие» такую деятельность.

5 Это положение объединяет теорию ожиданий В. Врума, модель Портера — Лоулера, теорию справедливости С. Адамса, и др.

2. Основы деятельности предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 4. Два базовых типа организации

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности"

07.10.2021 14:47  Андрей

Механизм мотивации работников в компании бюрократического типа?

07.10.2021 18:18  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В компании бюрократического типа
Цитата:
«Опасность увольнения в первую очередь обусловливают готовность к труду в рамках капиталистического трудового порядка» [Вебер М. 2016. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, с. 199].
И бюрократическое предприятие успешно работает без какой-либо системы мотивации. Более того, как отмечали лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года О. Харт и Б. Холстрем, введение систем «мотивации» на базе KPI может приводить только к снижению эффективности предприятия. На мотивацию персонала на достижение целей предприятия, как отмечали лауреаты Нобелевских премий по экономике Д. Норт, Л. Гурвиц, Э. Остром, влияет создаваемый на предприятии институт (правила игры), вся система стимулов (выгод и издержек) определяемых этим институтом. При этом влияют не сами формальные положения института (в т.ч. индивидуальные контракты), а то, какие выгоды они несут персоналу, какие санкции накладываются на нарушителей. Влияет неформальная организация формируемая коллективом на базе этих формальных положений.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(164)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(195)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(225)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021