Цель предприятия и стратегия ее достижения 5.9
Журнал "Менеджмент в России и за рубежом" №3 2011г. с.25-32
5.9 Иерархическая система циклической стратегии предприятия
«Вся теория стратегического менеджмента и почти все системы корпоративного планирования основываются на иерархии стратегий, в которых организационные цели определяют собой задачи подразделений» [9].
«Большое значение имеет формулирование миссий для ключевых подразделений компании. Каждый отдел может и должен выработать собственную миссию, определяющую его роль, сферу деятельности, направление развития и вклад в общую миссию компании» [9]. И не только подразделений, но и наделение миссией своих сотрудников: «Каждый человек становится первопроходцем, экспериментатором, лидером» [10].
Таким образом, как предприятие в целом, так и каждое структурное подразделение, (и каждый сотрудник) должны иметь свою стратегию, создание которой имеет три аналогичных шага (Таблица 4) - иерархическая циклическая стратегии предприятия.
Таблица 4. Иерархическая циклическая стратегии предприятия.
Цель |
Политики |
Программы |
Результат |
Цель с точки руководителя вышестоящего подразделения |
Политика мотивации. Политики определения видов деятельности подразделения |
Программа мероприятий по созданию миссии подразделения |
Миссия, обеспечивающая достижение цели поставленной руководителем вышестоящего подразделения |
Цель с точки зрения подразделения верхнего уровня (исполнение миссии) |
Политика мотивации. Политики по всем аспектам подразделения, в т.ч. внешним и инфраструктуры |
Программа мероприятий по созданию видения подразделения |
Видение подразделения, обеспечивающего исполнение его миссии |
Цель с точки зрения данного подразделения (реализация видения) |
Политика мотивации. Политики по реализации каждого аспекта видения |
Программа мероприятий по созданию и развитию подразделения, по реализации его видения. |
Подразделение обеспечивающее исполнения своей миссии, реализацию видения, обеспечивающее достижение цели, поставленной вышестоящим руководителем. |
Данная стратегическая цепочка фактически распространяет стратегическую цепочку предприятия (Табл.1,3) на структурные подразделения, делает ее иерархической. На верхнем уровне вышестоящий руководитель, - это руководитель предприятия. На самом нижнем уровне данное подразделение - это конкретный работник. Каждый работник имеет свое предназначение в подразделении, - миссию, свое видение для исполнения этой миссии, свою программу действий для реализации видения (повышение квалификации, освоение второй специальности, и т.д.).
Из изложенного видно, что стратегия предприятия это сложная иерархическая система, включающая иерархии целей, политик, миссии, видения, компетенций, структуры, бизнес-процессов, неформального коллектива. И разработка стратегии, – это разработка всей иерархии, и коллектив по разработке стратегии должен включать и руководителей структурных подразделений, он также должен быть иерархическим.
«Если осуществление стратегии зависит от других звеньев фирмы (а это практически всегда, - прим. авторов), то процесс ее разработки всегда должен строиться при их участии и взаимодействии» [11]. «Стратегия-это перспектива, разделяемая членами организации в их намерениях и/или действиях. Вопросы стратегии заставляют нас обратиться к наиболее фундаментальным аспектам природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия» [12].
«Общие задачи корпоративной стратегии - это … Построение и развитие отношений внутри корпорации (организационной структуры), обеспечивающей эффективное выполнение всех вышеперечисленных задач» [13].
Процесс создания стратегии предприятия (Табл.1,3) также должен учитывать иерархию стратегий (Табл.4) . Если на первом шаге при создании миссии, как видно из таблицы, рассматривается в основном предприятие в целом, то на втором шаге при создании видения предприятия, необходимо, как минимум, выявить и рассмотреть основные структурные подразделения предприятия, да, желательно с участием их ведущих специалистов, и процесс, как правило, итерационный. А на третьем шаге создания программы мероприятий возможно придется еще снизиться по уровню иерархии. Ну а при реализации программы мероприятий, - реализации стратегии предприятия, она должна быть доведена и до каждого работника.