Стратегия в менеджменте 4 Выводы
Стратегия в менеджменте, стратегия конкурентной борьбы, и военная стратегия, как продолжение экономической политики предприятия военными средствами, довольно близки, но в тоже время между ними имеются и существенные различия. Основное заключается в том, что сама военная стратегия решает ограниченный круг военных вопросов, не затрагивая постановки целей войны.
Стратегия в менеджменте охватывает весь круг взаимосвязанных вопросов связанных с достижением экономической цели предприятия с точки зрения собственника, включающих миссию, видение, установку целей маркетинговых кампаний – стратегических целей предприятия, разработку программ маркетинговых операций.
Если же рассматривать экономическую стратегию государства и, как ее продолжение, как ее следующий иерархический уровень, военную стратегию, то эти стратегии четко разделены. В менеджменте же эти стратегии зачастую создаются под руководством одного лица – руководителя предприятия, или совместно с собственником предприятия. И основной объем маркетинговых мероприятий приходится не на продвижение продукции на рынка, а на ее постоянное совершенствование, создание новой продукции. Продвижение продукции на рынке и совершенствование продукции неразрывно связаны. При этом все мероприятия, направленные на выпуск и совершенствование продукции: разработка, подготовка и расширение производства, отладка технологии, финансирование, подготовка кадров, и т.д., можно отнести к маркетинговым мероприятиям, так как все они непосредственно влияют на выпуск и продвижение продукции и на конечный экономический результат предприятия.
Связь стратегии войны (как продолжения экономической политики государства) и стратегии менеджмента приведена в таблице 1.
Таблица 1. Связь стратегии войны и стратегии менеджмента
Стратегия государства |
Стратегия менеджмента |
Экономическая цель войны |
Миссия, как предназначение предприятия в обществе |
Политическая цель войны |
Миссия, как предназначение предприятия в обществе |
Противник, поставленная государством перед армией военная цель |
Миссия, как конкретизация категории потребителей, которую ставит цель «захватить» предприятие |
Стратегия войны |
Миссия, как конкретизация продукции предприятия |
Цели для военной промышленности по обеспечению вооружением |
Стратегия ведения войны в целом |
Общие политики |
Карта военной кампании |
Видение предприятия |
Стратегические цели войны |
Стратегические маркетинговые цели (включая цели по номенклатуре продукции, производству, совершенствованию продукции, созданию новой продукции, и т.д., по всей соответствующей инфраструктуре, – иерархию целей) |
План проведения войны |
Программа маркетинговых мероприятий |
Организационная структура армии |
Организационная структура предприятия |
Основная стратегическая цепочка:
Цель предприятия с точки зрения собственника >> Миссия >> Общие политики >> Видение >> Стратегические цели >> Политики достижения целей >> Программы мероприятий >> Организационная структура.
Отметим еще раз, что как внешняя среда предприятия, так и внутренняя заранее не предсказуемы, поэтому изменения внешней среды должны влиять и на структуру, и на программы мероприятий, и даже на политики, стратегические цели, видение и миссию предприятия. Возможны даже случаи, когда собственник меняет конечную цель предприятия.
Основные определения, которые можно получить из анализа и сопоставления стратегии войны (совместно с государственной стратегией в этой области) и стратегии менеджмента:
Цель предприятия – конечная цель предприятия с точки зрения собственника.
Миссия – это предназначение, определение того, какие потребности потребителя удовлетворяются, какого потребителя (общая миссия). Формализованное определение потребителя и продукции (конкретная миссия).
Политики - совокупность конкретных правил, определяющих формы, задачи и содержание всей деятельности, направляющие или ограничивающие поле деятельности.
Видение – идеализированный образ, обеспечивающий достижение поставленной цели, исполнение своей миссии, а также, в целом, исполнение миссии предприятия и достижение цели предприятия.
Стратегические цели – маркетинговые цели, вытекающие из видения, и обеспечивающие исполнение своей миссии, а также, в целом, исполнение миссии предприятия и достижение цели предприятия.
Программа действий (мероприятий) – взаимно увязанная (как между собой, так и с имеющимися ресурсами) программа действ ийпо достижению поставленных стратегических целей.
Стратегия – взаимоувязанные программы мероприятий направленных на достижение поставленных стратегических целей, при этом цели разрабатываются на основании текущего видения (исходящего из конечной цели предприятия с точки зрения собственника, миссии и основных политик), а программы мероприятий не выходят за пределы избранной по каждой цели политике.