В чем измеряется эффективность предприятия
Вопрос о том, в чем измеряется эффективность предприятия, задается очень часто. Но можно ответить, что он в менеджменте еще не решен. Можно отметить только два положения менеджмента, которые мы принимаем за истину, это следующие положения:
-
Эффективность предприятия может измеряться только в той мере, которая отражает цели, которые ставит собственник перед своим предприятием.
-
Показатели измерения эффективности предприятия должны отражать требуемую собственником динамику достигаемых результатов, по целям, которые ставит собственник перед своим предприятием.
-
Показатели измерения эффективности предприятия и показатели измерения эффективности деятельности персонала – это две совершенно разные системы показателей.
1. Понятно, что если, например, цель собственника – это получение дивидендов, то ему необходимы показатели, связанные с экономическими результатами. Однако прибыль здесь не очень адекватна – ведь ее можно очень просто увеличить за счет хищнической эксплуатации ресурсов предприятия. Более адекватна выработка – добавленный продукт – сумма прибыли и средств оплаты труда. Если цель собственника – продажа предприятия, то экономической оценкой предприятия будет его рыночная стоимость.
2. Если, например, цель собственника получать стабильные повышающиеся дивиденды – это одно. Если же цель собственника – это резкое повышение результатов в ближайшее же время (но с непременном повышении в дальнейшем) то показатели должны быть уже другими, поскольку при таком радикальном изменении в предприятии прибыль в ближайшие периоды прибыль вероятнее всего даже понизится.
3. То, что для измерения эффективности предприятия и для измерения эффективности деятельности персонала хорошо показала сбалансированная система показателей (BSC) Каплана и Нортона. Им был задан проект системы показателей как раз для измерения эффективности предприятия. Только Каплан и Нортон решили применить разработанную ими систему показателей для оценки деятельности и мотивации персонала – для управления персоналом, а соответственно и управления предприятием. Вроде все логично, только они не учли специфики управления персоналом – возможности его оппортунистской деятельности, направленной на получение личных результатов (личных показателей), даже с ущербом для предприятия. И результаты внедрения этой системы не заставили себя ждать: в лучшем случае эффективность предприятий, при ее внедрении примерно оставались прежними, в ряде же случаев они просто понижались.
Таким образом, единой меры, единых методов и методик измерения эффективности предприятия, не существует, а искать их – это значит просто искать «философский камень». Каждое предприятие уникально и по своей деятельности, и по оценке эффективности своей деятельности. И как видно из изложенного, определить, в чем измеряется эффективность предприятия, это вопрос, который может быть решен только для конкретного предприятия. Отметим, что особое значение вопрос меры эффективности предприятия имеет при развитии предприятия, не имея такой меры – критерия – невозможно и говорить о развитии. Как и вообще о повышении эффективности деятельности предприятия.
Наша компания решает вопросы меры эффективности в самом начале любых наших
консалтинговых проектов. Без этого сама постановка проектов повышения эффективности деятельности предприятия невозможна.
_______________
За истекшее после написания статьи время в ходе проводимых нами консалтинговых работ и теоретических исследований мы разработали весь комплекс вопросов и измерения эффективности предприятия, его структурных подрахделений и сотрудников, достижения максимальной эффективности деятельности предприятия. Основой этих исследований явились труды ученых в области теорий транзакционных издержек, агентских отношений, прав собственности, остаточных прав контроля, контракта. Среди них лауреаты четырех Нобелевских премий по экономике: Роберта Коуза (1991), Дугласа Норта (1993), Оливера Уильямсона (2009), Оливера Харта и Бенгта Хольстрёма (2016). Предпосылки наших методик измерения эффективности и повышения эффективности наших предприятий приведены в статьях «Сильная стратегия предприятия. Разработка и внедрение» - журнал «Стратегический менеджмент» №4, 2014 и «Парадигма современного менеджмента и ее базис» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №6 2016. А завершение исследований отражено в серии 3-х статей 2020 года: "Построение эффективного предприятия", междунароный журнал "Проблемы теории и практики управления" №№ 2, 4, 9 (объем статьи составил 260 тысяч символов, поэтому ее опубликовали в трех номерах журнала, и не без проблем - ограничение журнала - 50 тыс. симворов.
Для получения более подробной информации по измерения эффективности деятельности предприятия, по проектам повышения эффективности, достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Жемчугов Михаил) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.