О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
21.01.2019

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Структура предприятия

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.

6. Решение третьей проблемы – иерархии предприятия

6.1. Структура предприятия – иерархия и гетерархия

Как показано выше, бизнесу предприятия необходимы две структуры. Иерархия на основе консенсуса при целеполагании, и иерархия на основе полномочий – при целеосуществлении. Иерархия на основе полномочий (власти) хорошо известна – это рациональная бюрократическая структура М. Вебера (рис. 1). Общую структуру и для целеполагания, и для целеосуществления впервые показал Ч. Барнард – это структура из пересекающихся малых групп с сотрудничеством внутри групп27 (рис. 2).

Рис. 1. Бюрократическая иерархия предприятия при целеосуществлении

Рис. 2. Иерархия пересекающихся групп

В силу того, что руководитель каждой малой группы будет членом сразу двух групп (своей и вышестоящей) каждое «конкретное действие или решение будет относиться к деятельности двух разных подразделений организации [и это] представляет собой ключевую особенность сложных организаций, потому что благодаря ей комплекс становится органическим целым» [19, с. 111]. На рисунке 2 показан минимальный состав групп [19], в зависимости от решаемых задач они могут включать специалистов, внешних консультантов. Могут также создаваться дополнительные группы и вне формальной иерархии [46; 28].

Гетерархии – это сетевые структуры, возникающие благодаря сильной взаимозависимости участников и необходимости выработки общей цели28, в них «не существует никакой иерархии среди соперничающих принципов оценивания» [36, с. 57]. «Гетерархия представляет организационную форму распределённого интеллекта, где деятельность подразделений оценивается параллельно согласно различным принципам» [36, с. 73], «гетерархии порождают активы из неоднозначности» [36, с. 77].

Рис. 3. Группы с гетерархической организацией

На рис. 3 изображены три гетерархические группы, все их члены, невзирая на статусы и должности, равноправны. Первоначально общая цель предприятия, средства ее достижения, права собственности участников, рассматривается группой собственник – руководитель предприятия (рис. 3а). Однако такая группа обладает недостаточным интеллектом для принятия конкретных решений, и к ней подключаются топ-менеджеры (рис. 3б), возможно и ведущие специалисты, внешние консультанты (что особенно важно для постановки целей развития). Когда решения, критичные для собственника приняты, может работать уже группа руководитель предприятия – топ-менеджеры (рис. 3в). Последующая детализация целей осуществляется гетерархическими группами нижних уровней иерархии. Как уже отмечалось выше, там, где цели непосредственно разложимы – гетерархия не требуется, даже вредна, тогда работает бюрократическая иерархия, а если цели частично разложимы – демократическая.

Необходимо отметить, что для принятия адекватной цели каждый руководитель, участвующий в гетерархии, должен полностью владеть ситуацией в своем подразделении. В противном случае будут приняты или низкие коллективные цели, или недостижимые цели, и все участники понесут потери. Таким образом, целеполагание фактически идет снизу-вверх, затем рассматриваются все альтернативы, согласовывало определяется наиболее соответствующая интересам участников, и проводится ее декомпозиция сверху-вниз.

__________________

27 Ч. Барнард называл сотрудничество внутри групп кооперацией – тесным (фактически консенсусным) при целеполагании и логическим (фактически бюрократическим) при целеосуществлении, когда взаимодействие необходимо для согласования действий. Такие группы он называл – руководящими организациями на высших уровнях и рабочими подразделениями – на самом нижнем. И он не рассматривал роль собственника в этой структуре и группу собственник – руководитель предприятия.

28 Если будет принята неадекватная общая цель, потери понесут все участники.

5. Решение второй проблемы – неразложимости целей предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 6.2. Иерархия и структура дерева целей

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как проводится декомпозиция высших целей?


04.12.2018 18:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Современная организация: дерево целей – дерево стратегий

Декомпозиция высших целей не может проводиться в принципе - высшие цели являются «неразложимыми», «непредметными». Любые высшие цели, например, повышение прибыли, повышение капитализации, занятия лидирующих позиций в рыночных нишах, и др., невозможно разложить на компоненты.
Необходимо не проводить декомпозицию высших целей, а находить такую систему предметных целей (разработка, производство и реализация конкретных продуктов, средств их производства), достижение которой и обеспечит достижение высших целей предприятия. При этом цель - это предвидимый результат и средства его достижения, как технологические, так и институциональные. Цель без адекватных средств - это, как отмечал еще Гегель, - «пустая цель». И здесь целый комплекс проблем (в большей части социальных), которые необходимо разрешить, и краткий ответ на Ваш вопрос невозможен. Этот ответ можно найти в наших последних статьях, а еще лучше напишите на наш адрес info@corpsys.ru.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru