О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Начало статьи

4.2. Система институциональных норм эффективного предприятия и ее структура

Существует много различных определений института, но очень показательно одно из первых определений – определение Дж. Коммонса: «мы можем определить институт как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия» [64, с. 648], оно хорошо показывает необходимость институтов. Это и коллективное действие, которое дает существенно более высокие результаты, чем суммарные действия входящих индивидов, и свобода в заданных и контролируемых рамках. А. Грейф дал такое определение института: «Институт – это система социальных факторов, совокупное влияние которых порождает регулярность поведения» [22, с. 55]. И, как отметил Т. Парсонс [150, с. 199], «существует минимальный набор структурных элементов действия – целей, средств, условий и норм. Невозможно дать значимое описание действия без спецификации всех этих четырех элементов». Именно такую систему необходимых и достаточных ключевых институциональных положений и необходимо создать. Именно систему: «правила действуют системно, а не по отдельности. Второе: изучение правил требует многоуровневого анализа, а не анализа на каком-либо одном уровне. Системный характер правил серьезно влияет на выбираемые нами стратегии анализа правил. … теоретикам следует специфицировать множество правил, а не отдельное правило, пытаясь выявить последствия изменений определенного правила» [151, с. 109]. И «на структуру анализируемых ситуаций воздействует система правил в их совокупности, а не единичные правила» [151, с. 94].

Ряд исследователей говорит о том, что полученные данные о действии какого-либо правила «в изоляции» от других будут верны в отношении действия этого правила во всех ситуациях, где оно используется. Однако это не так [151, с. 101]. И «теоретикам следует специфицировать множество правил, а не отдельное правило, пытаясь выявить последствия изменений определенного правила» [151, с. 109].

Но главное даже не в специфицировали системы, формулировании ее положений. «Нам важно, как агенты применяют правила игры, а не то, каковы эти правила» [151, с. 90]. «Критичным является не то, в чем состоит корпоративная идеология, а то, насколько крепка вера в эту идеологию и насколько последовательно компания живет ею, дышит ею и проявляет ее во всем, что делает. В великих компаниях не задаются вопросом «Что может стать нашими ценностями?» Там спрашивают: «Во что мы на самом деле верим?» [71, с. 40].

В целом «кодексы организации представляют собой скопления нематериальных сил, воздействий, организационных привычек и должны быть приняты целиком» [6, с. 271. А только формальных положений, тем более не системных.

Третьей «из ключевых характеристик правил является то, что они могут быть изменены людьми» [151, с. 92]. Правила могут быть изменены, и должны изменяться при изменении ситуации. Но недопустимо изменять правила по одному. Необходимо сформировать новую систему правил и заменить ею старую.

В настоящее время в литературе такого комплексного подхода к разработке институтов не замечено. Известны комплексный, но не системный, подход заключается в том, что формулируется не система ключевых положение, а видение предприятия, видение – как манящая цель [78]. Однако видение – это субъективный ничем не ограниченный объем разнородной неструктурированной информации. И сколько людей - столько и видений.

Понятно, что цель предприятия должна фиксировать и потребности собственника, и то, какие потребности и каких категорий потребителей должно удовлетворять предприятие: рыночную нишу, направление бизнеса. Фиксировать и цель существования, и поле деятельности [152, с. 74]. И сами принципы организации деятельности. Если рассмотреть положения базиса и надстройки общества К. Маркса и Ф. Энгельса [153, с. 6–7] по отношению к предприятию, то институт, как система, имеет: общую цель, базис – социально-трудовые отношения (включающие и права собственности), и надстройку54 – формальную и неформальную организацию. Каждому набору элементов этой системы соответствует конкретный институт, конкретная институциональная среда. Как уже отмечалось, «система должна мыслиться и задаваться как нечто изначальное по отношению к элементам» [147, с. 39]. Поэтому прежде чем формировать видение предприятия, тем более коллективно, необходимо создать необходимую и достаточную структуру системы ключевых положений института, а затем рассматривать видение предприятия в рамках этой системы и коллективно, обсуждая и элементы системы, и систему в целом.


С учетом изложенного мы можем дать такое определение института: «Институт эффективного предприятия – это необходимая и достаточная система совместно принятых ключевых положений деятельности имеющая базис: общую цель и социально-экономические отношения и надстройку: формальную и неформальную организацию, систему, обеспечивающих экономическую свободу в рамках принятых положений, порождающих направленность деятельности на постановку и достижение максимальных общих целей». В нашей статье «Парадигма современного менеджмента и ее базис» [154] была предложена система, структура которой едина для всех предприятий, включающая необходимый и достаточный «минимальный набор структурных элементов действия»55. Этот набор является парадигмой (моделью) что позволяет использовать осуществлять анализ, сравнение, моделирование предприятий с различными институциональными положениями [155]. Методика действий по практической созданию системы ключевых положений предприятия такова: видение > парадигма > моделирование (методика ВПМ [155]). Такая модель не определяет, как конкретно будет осуществлять свою деятельность предприятие, какую конкретную продукцию будет производить, – она определяет направление и рамки деятельности, относительные социально-экономические результаты, которые сможет обеспечивать предприятие. Основные ключевые положения этой системы, как мы их видим, соответствуют приведенным в левом столбце таблицы 1 раздела 4.3.3. Собственник, задавая, поддерживая и развивая эту систему – «парадигму собственника» [156] – направляет деятельность предприятия в требуемом ему направлении и с требуемыми результатами. Обеспечивая при этом экономическую свободу предприятия в рамках этой системы.

Д. Норт отмечал иерархию формальных правил институциональной среды [141]. Мы отмечаем и иерархию парадигм предприятия: парадигму собственника, парадигму предприятия в целом и парадигмы структурных подразделений. Первая самая общая определяющая ключевые положения собственника, вторая – более конкретные ключевые положения, обеспечивающие цели предприятия и его высших руководителей, последние – детализированные "рабочие правила" обеспечивающие конкретизированные цели рабочих подразделений, их руководителей и сотрудников.

Поскольку эта система институтов представлена формальными документами, то можно вести контроль институтов как на уровне предприятия, так и на уровне структурных подразделений. Находить отклонения и недостатки, вести корректирующие и предупреждающие мероприятия – поддерживать и развивать институциональную среду.

____________________

54 Рациональность в кооперативно-партнерской организации обеспечивается и общественной необходимостью достижения целей предприятия, что еще больше усиливает рациональность целеосуществления.

55 Эта система ключевых положений социально-трудовых отношений и организации далее названа «парадигмой СТОО» [155].

4. Институты, необходимые для эффективного корпоративного управления << СОДЕРЖАНИЕ >> 4.3. Система институциональных норм командно-административного института и кооперативно-партнерского института

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
24.03.2019 12:56   Василий Ч.   Статья: Бизнес-процесс

Бизнес-процесс и взаимодействие отделов внутри организации это разные вещи?


24.03.2019 20:37   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Бизнес-процесс

Когда говорят "бизнес-процесс", обычно полагают требуемое формальное описание взаимодействие подразделений и сотрудников. И это формальное описание не может полностью соответствовать их реальному взаимодействию.

Во-первых, формальное описание регламентирует только основные положения взаимодействия - те, которые должны проводиться именно так, как описано. В остальном это описание оставляет свободу.

Во-вторых, полное описание в условиях неизбежной неопределенности просто невозможно. В одних условиях неформализованные детали бизнес-процесса выгодно проводить одним образом, в других - другим. И это решает сам исполнитель.

Таким образом, имеется формальное описание бизнес-процесса (его основных положений) и реальное взаимодействие подразделений при конкретном проведении бизнес-процесса в конкретных условиях конкретными исполнителями.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru