Парадигма современного менеджмента. 2.1.3. Мотив
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
2.1.3. Сдвиг мотива на цель в организациях
Можно заметить, что такой «сдвиг мотива на цель» существует не только для человека, но и для организации в целом.
Организация при рыночных отношениях: потребность – выживание и развитие [6] мотив – прибыль, внутренняя цель – продукция для потребителя (не смотря на то, что эта продукция сама по себе не может привести к удовлетворению потребности организации в прибыли). Сдвиг мотива на цель осуществляется за счет причинно-следственной связью между прибылью и реализуемой потребителю продукцией. Такой сдвиг мотива на цель у коммерческих пре хорошо известен как «ориентация на потребителя», на удовлетворение потребности потребителя. Мотивом деятельности организации становится продукция, удовлетворяющая потребности потребителя, а не прибыль.
Если же мы рассмотрим организацию при государственной собственности и плановом хозяйстве (и организация, и ее результат являются собственностью государства), то получим: потребность – выживание и развитие, мотив – прибыль, внутренняя цель – выполненный план. Сдвиг мотива на продукцию для общества отсутствует – отсутствует причинно-следственная связь между продукцией (потребительскими свойствами) и прибылью. Таким образом при изменении права собственности на саму организацию меняется и базис ее парадигмы деятельности.
Изложенное позволяет сделать вывод: сдвиг мотива на цель, и человека, и организации, определяется причинно-следственной связью между мотивом (предметом удовлетворения потребности), и заданной целью.
__________________