Парадигма современного менеджмента. 2.3. Производственно-социальные отношения
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
2.3. Производственно-социальные отношения и их изменение
Основа производственно-социальных отношений – это нематериальная мотивация и улучшение условий производства. Впервые должную роль нематериальной мотивации отметил Чарльз Бернард в 1933 году: «природа человека такова, что одних материальных стимулов недостаточно … Нематериальные выгоды представляют собой один из наиболее мощных стимулов», однако «нематериальные стимулы имеют большое значение … когда базовые потребности уже удовлетворены». Кроме того, он отмечал, что для создания системы нематериальных стимулов «Должностная иерархия с ее отличиями и привилегиями, …, абсолютно необходима» [11] - неизвестное в современном менеджменте положение.
Ввиду ограниченности объема статьи конкретные виды мотивации мы не будем рассматривать.
Улучшение условий производства проиллюстрируем на примере Генри Форда: «Непременным условием высокой работоспособности и гуманной обстановки производства являются чистые, светлые и хорошо проветриваемые фабричные помещения. … Никто из наших людей не переутомляется на работе. Решение вопроса о заработной плате устраняет девять десятых психических вопросов, а конструкционная техника разрешает остальные» [12].
__________________