Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Цель предприятия и стратегия ее достижения 5.3 Журнал "Менеджмент в России и за рубежом" №3 2011г. с.25-32
5.3 Циклическая цепочка формирования стратегии предприятия не собственником
Один из основных вопросов заключается в том, является ли собственник руководителем предприятия, и управляет ли он процессом создания стратегии. В противном случае кто и как будет учитывать его точку зрения. С какой точки зрения будет строить предприятие наемный руководитель – не собственник? Если он относится, говоря языком древней притчи к тем, кто «строит храм», это еще хорошо, а если к тем, кто «зарабатывает деньги»? Ведь он будет исходить, в первую очередь, из своей точки зрения, из своего интереса, а не из интереса собственника. Необходима политика мотивации, максимально сближающая цель собственника и цель руководителя предприятия во всех аспектах его деятельности, когда достижение собственных целей руководителя требует достижения обеспечения целей собственника, исполнения предприятием своей миссии, политика, которая переводит цель руководителя со своей точки зрения на точку зрения собственника.
Взаимоотношения собственника и руководителя предприятия могут быть построены по разному:
- Собственник является руководителем предприятия.
- Собственник руководит разработкой стратегии и контролирует деятельность предприятия по всем ее аспектам.
- Собственник только финансирует предприятие и получает дивиденды. Интерес руководителя предприятия определяет принятая собственником политика мотивации.
Для последнего случая циклическая цепочка формирования стратегии примет следующий вид (Таблица 3).
Таблица 3. Формирование стратегии предприятия от цели с точки зрения руководителя.
Цель |
Политики |
Программы |
Результат |
Цель с точки зрения руководителя предприятия |
Политика мотивации. Политики определения совокупности видов деятельности и рыночной сферы |
Программа мероприятий по созданию миссии |
Миссия, соответствующая цели с точки зрения собственника |
Цель с точки зрения общества (исполнение миссии) |
Политика мотивации. Политики по всем аспектам предприятия, в т.ч. внешним и инфраструктуры |
Программа мероприятий по созданию видения |
Видение предприятия, обеспечивающего исполнение миссии |
Цель с точки зрения предприятия (реализация видения) |
Политика мотивации. Политики по реализации каждого аспекта видения |
Программа мероприятий по созданию и развитию предприятия, реализации видения, созданию и продвижению продукции. |
Предприятие обеспечивающее исполнение своей миссии, реализацию видения и обеспечивающее достижение цели, поставленной собственником. |
Данный случай относится и ко всем государственным предприятиям и учреждениям.
Таким образом, создание стратегии предприятия заключается в следующих шагах (частных стратегиях):
- Разработка общей стратегии создания системы стратегического управления предприятием (стратегия создания общей стратегии).
- Определение миссии предприятия, которая будет соответствовать потребностям общества и позволит достичь цели предприятия с точки зрения собственника (стратегия создания миссии).
- Определение видения предприятия, определение именно того видения предприятия, которое обеспечит исполнение предприятием своей миссии и, опосредовано, позволит достичь цели предприятия с точки зрения собственника (стратегия создания видения).
- Разработка программы действий, которая позволит реализовать наше видение и создать предприятие, обеспечивающее исполнение своей миссии и, опосредовано, позволит достичь цели предприятия с точки зрения собственника (стратегия реализации видения).
Поскольку все цели определены, необходимо первым делом разработать возможные политики, принять стратегические решения по выбору требуемой политик, далее, аналогично, программу создания стратегии.
Отметим основные политики по всем четырем шагам создания стратегии предприятия.
__________________ Версия для печати
|
|