Организационная структура предприятия (Гайд-II)
63
механизмов контроля и принуждения [Норт, 1997a, с. 162]. Первый — это большие иерархические предприятия, которые обеспечивают «снижения затрат на единицу продукции, возникающего в результате увеличения масштабов деятельности компании» [Томилина, Табурчак, 2006]. Второй — это создание эффективных институтов (правил игры), образующих структуру для взаимодействия людей, которые имеет ключевое значение для издержек производства [Норт, 1997a; Норт, 2010]. По первому фактору акционерные предприятия явно выигрывают, но по второму в большинстве проигрывают. Причина — доминирование личных разнонаправленных интересов акционеров.
4. Организация предприятия
4.1. Организационная структура предприятия
4.1.1. Организационная структура Честера Барнарда – иерархическая система малых руководящих и рабочих групп
Классическая организационная структура предприятия приведена на рисунке 2. Она, фактически определяет декомпозицию цели предприятия, заданную собственником руководителю предприятия, на все уровни иерархии предприятия, всем рядовым сотрудникам (элементы без наименований на рис. 1). Определяет совокупность отдельных руководителей и рядовых сотрудников и иерархию их подчинения.
Рисунок 2. Классическая организационная структура предприятия предприятия46 [Жемчуговы, 2022d]
Честер Барнард утверждал, что «единственный способ создать большую организацию заключается в том, чтобы соединить много маленьких организаций» [Барнард, 2009, с. 104]. И «все сложные организации созданы из подразделений и состоят из множества «рабочих»
________________
46 На приведенной организационной структуре (и последующих структурах) не приведены функциональные подразделения с рекомендательными или директивными связями, присутствующие практически во всех предприятиях.
63
Стр. 62 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 64
__________________
Версия для печати