(623) |
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Деп. ВИНИТИ РАН 08.11.2022, No 45-В2022
|
Реферат
Несмотря на то, что научному менеджменту более ста лет, проблема повышения эффективности деятельности предприятия до настоящего времени еще не разрешена. Эта проблема затрагивает и развитые страны, имеющие опыт развития капиталистических предприятий в несколько веков. А особенно нашу страну — эффективность наших предприятий в 3–4 раза ниже чем предприятий развитых стран, которые изначально развивались в условиях простейшего труда за счет распределения экономических ресурсов, что в условиях современного интеллектуального труда уже не работает. И основная причина отставания — это недостаточная организация деятельности предприятия. Только не выявлена основная причина проблемы, не найден и подход к ее разрешению в современных условиях. Наш подход заключается в том, что основная проблема, ограничивающая эффективность — это доминирование личного интереса персонала. Ведь если интерес персонала будет направлен на достижение целей предприятия, все остальные проблемы будут разрешимы, и с минимальными издержками. Цель исследования — получение максимальной эффективности предприятия за счет организации деятельности персонала на достижение целей предприятия. Результатом исследования является единая система трех факторов и методика организации предприятия на их основе. Методика, которая обеспечивает направленность деятельности персонала на достижение и личных целей, и целей предприятия, а значит и повышение эффективности предприятия в той мере, в которой реализованы эти три фактора. Благодаря принятому подходу наша система применима для предприятия с любой организацией: директивной, демократической, партнерской, либеральной, сетевой. Имеет единую для всех предприятий методику обеспечения эффективности. Результаты исследования могут быть использованы любым предприятием, в том числе и только что создаваемым. Изложение ориентировано на собственников предприятия, его руководителей, специалистов.
Ключевые слова. Бюрократическое предприятие, партнерское предприятие, доминирование личного интереса, проблемы предприятия, повышение эффективности предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Методы и концептуальные основы исследования
1.1. Методы исследования
1.2. Концептуальные основы деятельности предприятия
2. Доминирование личного интереса и семь «человеческих» проблем организации и деятельности любого предприятия
2.1. Человек и группа. 1-я проблема совместной деятельности
2.2. Группа и общество. 2-я проблема совместной деятельности
2.3. Человек в предприятии собственника. 3-я проблема совместной деятельности
2.4. Наемный руководитель. 4-я проблема совместной деятельности
2.5. Отношения руководитель-подчиненный (принципал-агент) в предприятии. 5-я проблема совместной деятельности
2.5.1. Проблема отношений принципал-агент
2.5.2. Власть руководителя
2.5.3. Нормальная и ненормальная организация деятельности
2.5.4. Компромисс заработной платы и исполнительности подчиненного
2.5.5. Компромисс заработной платы и работы как нормы дарообмена
2.5.6. Вертикальный реципрокный обмен руководителя и подчиненного
2.6. Доминирование личного интереса группы в предприятии собственника. 6-я проблема совместной деятельности
2.7. Доминирование личного интереса при целеполагании и целеосуществлении. 7-я проблема совместной деятельности
2.8. Выводы по проблеме доминирования личного интереса
3. Основные факторы жизнедеятельности человека в ретроспективе развития общественного производства
3.1. Ретроспектива социально-экономической организации деятельности человека
3.2. Феодальная организация труда
3.3. Промежуточная традиционная цеховая организация
3.4. Принципиальная разница докапиталистической и капиталистической организации производства
3.5. Капиталистическое предприятие XVII-XIIIV веков. Принуждение к труду
3.6.Малые кооперативы и народные предприятия
3.6.1. Основные принципы и условия кооперации
3.6.2. Место кооперативных предприятий в современной экономике
3.7. Капиталистическое бюрократическое предприятие XIX-XXI веков. Компромисс интересов
3.8. Акционерное предприятие
4. Организация предприятия
4.1.Организационная структура предприятия
4.1.1. Организационная структура Честера Барнарда – иерархическая система малых руководящих и рабочих групп
4.1.2. Смысл предприятия
4.2.Структурное подразделение предприятия
4.2.1. Определение структурного подразделения
4.2.2. Создание структурного подразделения и его внутренняя организация
4.2.3. Активный фактор и производительные силы структурного подразделения
4.2.4. Формирование внутренних институтов структурного подразделения
4.2.5. Структурное подразделение предприятия и его социальная организация
4.2.6. Большое структурное подразделение и его организация
4.2.7. Смысл существования подразделения предприятия
4.2.8. Социальная организация и институт предприятия
4.3. Экономическая организации предприятия
4.3.1. Фредерик Тейлор и его "Принципы научного менеджмента»
4.3.2. Управление на базе ключевых показателей эффективности (KPI)
4.3.3. Система грейдов
4.3.4. Трансфертные цены между подразделениями
4.4. Личные результаты и интересы наемного работника в предприятии. Мотивация
4.4.1. Личный результат наемного работника бюрократического предприятия
4.4.2. Распределение результата предприятия
4.4.3. Результаты мотивации персонала, определяемой распределением ресурсов
4.4.4. Нематериальная мотивация в бюрократическом предприятии
4.4.5. Применимость экономической мотивации предприятия
4.5. Партнерское предприятие. Организация и сущность
4.6. Сравнение традиционной, бюрократической и партнерской организаций производства
5. Решение выявленных проблем предприятия
5.1. Разрешение проблемы доминирование личного интереса человека в группе: 1-й проблемы совместной деятельности
5.2. Разрешение проблемы доминирование личного интереса группы в межгрупповых взаимодействиях: 2-й проблемы совместной деятельности
5.3. Разрешение проблемы доминирования личного интереса человека в предприятии собственника: 3-ей проблемы совместной деятельности
5.4. Разрешение проблемы доминирования личного интереса наемного руководителя в предприятии собственника: 4-й проблемы совместной деятельности
5.5. Разрешение проблемы руководитель-подчиненный (принципал-агент) в предприятии: 5-й проблемы совместной деятельности
5.6. Разрешение проблемы доминирования личного интереса группы в предприятии собственника: 6-й проблемы совместной деятельности
5.7. Разрешение проблемы доминирования личного интереса при при целеполагании и целеосуществлении: 7-й проблемы совместной деятельности
5.8. Общие выводы по проблеме доминирования личного интереса и ее разрешению
6. Создание эффективного бюрократического предприятия
6.1. Проведение организационных изменений в бюрократическом предприятии
6.1.1. Проблемы проведения организационных изменений в бюрократическом предприятии
6.1.2. Три обязательные стадии проведения организационных изменений
6.1.3. Возможные пути повышения эффективности бюрократического предприятия и проведение необходимых изменений
6.2. Создание нового эффективного бюрократического предприятия. Три базовых фактора
7. Создание партнерского предприятия
7.1. Три базовых фактора партнерского предприятия
7.2. Набор персонала и создание института партнерского предприятия
7.3. Целеполагание в партнерском предприятии
7.4. Целеосуществление в партнерском предприятии
7.5. Подведение итогов деятельности в партнерском предприятии
7.6. Формирование партнерского предприятия из бюрократического
7.7. Стабильность партнерского предприятия
7.8. Предприятия с необходимыми партнерскими принципами
7.8.1. Предприятие с проектным управлением
7.8.2. Сетевая проектная организация
7.8.3. Стабильность сетевой организации
8. Единственно правильный тип организации
Результаты исследования
Обсуждение результатов
Литература 322 наименования
Таблицы - 4
Рисунки - 6
Скачать "Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)" (623)