16
обеспечивают единые принципы и методику повышения эффективности предприятия, но их конкретное применение в реальном имеет специфику в зависимости от организации предприятия, от его культуры, истории, институтов. А в новом предприятии — от его видения собственником.
Важность исследования обусловлена тем, что эффективность наших предприятий в 3–4 раза ниже, чем предприятий стран, имеющих многовековую историю развития капиталистических предприятий на базе частной и акционерной собственности. У нас же нет ни такого ресурса времени, ни условий, в которых ранее развивались и достигали эффективности передовые страны.
1. Методы и концептуальные основы исследования
1.1. Методы исследования
В наше время невозможно проведение какого-либо исследования без опоры на воздвигнутые ранее базисные основы. И оценка этих базисных основ — это первое, что определяет ценность исследования. Однако здесь имеется серьезная проблема. Во-первых, эти предпосылки находятся в самых разных науках: биологии, психологии человека, социальной биологии, социальной антропологии, экономике, менеджменте, и др. Во-вторых, эти основы воздвигаются разными учеными и зачастую они противоречивы7, требуют отдельного комплексного рассмотрения и принятия наиболее правильного, на взгляд исследователя, определения. В-третьих, имеется огромное множество исследований на базе трудов классиков, но со спорными результатами, без значимых результатов, даже с несоответствующими результатами, противоположными результатами. Так в предисловии русского издательства к классическому труду Честера Барнарда «Функции руководителя» (19388) отмечается: «Из этой книги выросли многие разделы современной теории управления... И как это нередко бывает, первоисточник намного прозрачнее, понятнее и элегантнее последующих наворотов, нагроможденных многочисленными эпигонами9» [Барнард, 2019]. В-четвёртых, важны не базисные основы в отдельности, а их проработанная связная система с единым подходом. Необходима, как говорил Йозеф
_________
7 Так, например, «поведенческая экономика не образует единой школы; во многих случаях авторы высказывают принципиально разные мнения. Именно поэтому так трудно дать полностью всеобъемлющий обзор тенденции» [Golovics, 2015. p. 161].
8 Barnard, C.I. (1938). The functions of the executive. Cambridge, MA: Harvard University Press.
9 Эпигон — направления в искусстве или науке, лишённый творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи [Толковый словарь Ожегова, 2997].
16
Стр. 15 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 17