Решение проблемы доминирования личного интереса (Гайд II)
15
В области повышения эффективности деятельности предприятия применяются в основном различные частные исследования с различными подходами, имеются противоречия между результатами разных исследователей, гипотезами, выводами.
Решение проблемы доминирования личного интереса не укладывается в рамки микроэкономики и менеджмента.
Сложность проблемы доминирования личного интереса подтверждается тем, что Майкл Дженсен и Уильям Меклинг в их классической статье «Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности» [Jensen, Meckling, 1976] отмечали, что «у нас нет теории, которая объясняет, как противоречивые цели отдельных участников приведены в равновесие, чтобы дать этот результат» [Jensen, Meckling, 1976, p. 307]. А Оливер Уильямсон отмечал, «организация работников — очень сложная научная проблема. В настоящее время ни один из подходов к изучению организаций работников не является полностью адекватным задачам их исследования, что говорит о полезности изучения этой проблемы с различных точек зрения» [Уильямсон, 1996, с. 385]. Соответственно исследование проблемы ранее в основном проводилось с точки зрения различных частных подходов, но любой из подходов, ставящий свои частные цели, достигает только сами эти частные цели, и мало что дает для достижения цели повышения эффективности предприятия в целом. Иногда даже приводит и к отрицательным результатам, как например, используемые системы материальной «мотивации» [Хьюберт К. Рамперсад, 2005; Hart, Holmström, 2016].
Область рассматриваемой проблемы с одной стороны достаточно узка — это повышение эффективности наших предприятий с единой точки зрения личного интереса человека, с другой — очень широка — это и экономика, и социология, и психология, и социальная психология, и социальная антропология, и многие другие социальные науки, определяющие вопросы деятельности человека. Здесь, по нашему убеждению, подход к ее разрешению возможен только на единой базе рассмотрения доминирования личного интереса.
Целью настоящего исследования является определение взаимоувязанной системы концептуальных основ практического построения эффективного предприятия для любой его организации (директивной, демократической, партнерской, либеральной, сетевой). И, на ее основе, трех базовых факторов построения эффективного предприятия и методики построения организации предприятия. Однако эти три базовых основы не являются «золотой таблеткой», приняв которую любое предприятие повысит свою эффективность. Они
15
Стр. 14 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 16
__________________
Версия для печати