О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Выводы

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

 

Заключение и основные выводы

Показано, что предприятие как организация представляет собой связную иерархическую сеть малых рабочих (первичных) и руководящих групп, обеспечивающих целеполагание и целеосуществление по производству и реализации продукции. Параллельно существует и одноранговая сеть инновационного развития, ни состав которой, ни структура, ничем не регламентированы. Она строится и действует исключительно на личной инициативе. Со стороны руководства предприятия необходима лишь ее модерация, выявление и фиксация возникающих инновационных идей и передача их в систему целеполагания. Институт предприятия включает три различных входящих института: иерархический институт целеполагания на базе консенсуса, иерархический институт рационального бюрократического целеосуществления, и одноранговый институт развития.

Неформальные институты как «правила игры» максимизируют долгосрочный результат групп, ограничивая при этом как личные интересы своих членов, так и интересы других групп, в том числе и вышестоящих. Рабочая малая группа сталкивается с проблемой оппортунистской деятельности входящих в них индивидов, руководящие малые группы и соответствующие им структурные подразделения – с проблемой оппортунистской деятельности входящих в них подчиненных руководителей и структурных подразделений. Попаданию в институциональные ловушки подвержены как малые группы, так и большие, так и предприятия в целом. Причем возможно даже изначальное попадание в эти ловушки – изначальное формирование неэффективных неформальных институтов. Противодействовать такой ситуации должны формальные институты предприятия. Главное, чтобы положения формальных институтов, начинающиеся с ключевых положений собственника предприятия, соответствовали интересам и самого предприятия, и входящих в предприятие руководителей и рядовых сотрудников. Для этого требуется и соответствующая разработка формальных институтов, и соответствующий подбор кадров.

Изложенные материалы показывают, что эффективность предприятия определяется тем, как его коллектив (малые рабочие и руководящие группы) мотивирован на удовлетворение потребностей потребителя. Не на исполнение своих функций, даже не на производство продукции, а именно на удовлетворение потребителя. И здесь имеет место и внутренняя моральная мотивация на создание общественно необходимой продукции, и внутренняя материальная мотивация на результаты деятельности предприятия, и внешняя материальная мотивация на выполнение указаний и планов руководства.

Материалы статьи показывают, что эффективная мотивация обеспечивается четырьмя основными направлениями:

  1. Высоким начальным уровнем повременной заработной платы (и ее вариантами): чем выше ее уровень среднерыночного, тем более, а также качественной организацией и координацией деятельности коллектива руководством.
  2. Заработной платой, привязанной к результату деятельности предприятия, обеспечивающей самоорганизацию коллектива на выпуск продукции наиболее удовлетворяющей потребности потребителя.
  3. Заработной платой, уровень которой постоянен, но периодически ставится в соответствие с достигаемыми результатами предприятия, что изначально закладывается в контракты с персоналом. Что также обеспечивает самоорганизацию коллектива.
  4. Осознанием коллективом высокой общественной необходимости производимой продукции. Этот вид мотивации повышает эффективность во всех трех отмеченных направлениях (в волонтерских организациях даже единственным), но особо необходим в первом варианте, где материальная мотивация непосредственно не направляется на потребителя и имеется максимальное число институциональных ловушек.

Показано, что институциональное развитие предприятия – это самый проблемный вопрос в его деятельности. С одной стороны такое развитие не подлежит самоорганизации, с другой – невозможно и внешнее управление процессом развития. Выход только в том, чтобы новые институциональные положения приносили очевидные результаты не только предприятию, но и его коллективу. Только осознавая эти личные результаты коллектив дает руководству кредит доверия на проведение изменений и принимает участие в их проведении. Второй вариант проведения институциональных изменений – это личное проведение их собственником и, при наличии, заинтересованных руководителей. В обоих случаях, если проводимые изменения не принесут положительных результатов коллективу, они будут отвергнуты – не станут ценностями и элементами культуру коллектива. Если и будут исполняться, то только под угрозой санкций и с большими издержками.

Если совсем кратко подвести итоги трех представленных статей, то можно сказать, что эффективность предприятия в первую очередь зависит от сформированных собственником и проводимых им в жизнь ключевых положений деятельности его предприятия. Эти положения должны сформированы по следующим направлениям:

  • Миссия предприятия как оптимальное удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон.
  • Рыночная ниша и потребитель, продукция предприятия, основные технологии и средства производства.
  • Формирование и поддержка института предприятия.
  • Система оплаты труда.
  • Система целеполагания (определения предвидимых результатов и средств их достижения, включая организационные, институциональные, продуктовые, технологические, стратегические и др.).
  • Система целеосуществления.
  • Система развития предприятия.

Какими на наш взгляд должны быть отмеченные положения для обеспечения максимальной эффективности предприятия показано и обосновано в представленных трех статьях.

4.2. Организация развития предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> Список литературы

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение эффективного предприятия"

04.04.2021 9:59  Петр

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

04.04.2021 11:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить о главном и основополагающем условии эффективности предприятия - это эффективный собственник сформировавший и внедривший в деятельность предприятия эффективные ценности, нормы и принципы деятельности. Второй фактор - это эффективный руководитель.
Если же говорить об основополагающих ценностях, нормах и принципах деятельности, то это общность интересов собственника и всего коллектива предприятия.

08.10.2021 19:51  NIC

Как построить систему управления предприятием?

08.10.2021 22:03  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

К сожалению, вопрос о построении системы управления предприятием не имеет решения:

Цитата:
«Говорить об управлении, руководстве или назначении работников для выполнения различных задач - это обманчивый способ отметить, что работодатель постоянно участвует в пересмотре контрактов на условиях, которые должны быть приемлемыми для обеих сторон» [Alchian A.A., Demsetz H. 1972. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 62 (5): 777–795. P. 777].

Так еще Фредерик Тейлор писал, что,

Цитата:
«завод в действительности управляется не администрацией, а самими рабочими» [Тейлор, 1991]

Отмечали это и Макс Вебер, и Честер Баранд, и др. На наш взгляд, механизм «управления» предприятием лучше всего показал Честер Баранд в своей книге «Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации.». Он показал, что руководитель и подчиненные формируют «зону безразличия», или «зону принятия», в рамкахкоторой выполняются задания и распоряжения руководителя. И не выполняются при их выходе за рамки этой зоны. Руководитель управляет конкретными заданиями и распоряжениями, а подчиненными - объемом и содержанием получаемых заданий и распоряжений. Этот механизм подтвердил далее и лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон [Simon H.A. 1991. Organizations and Markets // Journal of Economic Perspectives, Vol 5. No. 2. p. 25-44]. Соответственно механизм предприятия должнн строиться так, чтобы подчиненные наиболее полно выполняли задания и распоряжения руководителя. Решение этого вопроса Вы можете найти в наших статьях уже 2021 года.





Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(106)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(163)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(194)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021