Построение эффективного предприятия. Выводы
Начало статьи |
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9. |
Заключение и основные выводы
Показано, что предприятие как организация представляет собой связную иерархическую сеть малых рабочих (первичных) и руководящих групп, обеспечивающих целеполагание и целеосуществление по производству и реализации продукции. Параллельно существует и одноранговая сеть инновационного развития, ни состав которой, ни структура, ничем не регламентированы. Она строится и действует исключительно на личной инициативе. Со стороны руководства предприятия необходима лишь ее модерация, выявление и фиксация возникающих инновационных идей и передача их в систему целеполагания. Институт предприятия включает три различных входящих института: иерархический институт целеполагания на базе консенсуса, иерархический институт рационального бюрократического целеосуществления, и одноранговый институт развития.
Неформальные институты как «правила игры» максимизируют долгосрочный результат групп, ограничивая при этом как личные интересы своих членов, так и интересы других групп, в том числе и вышестоящих. Рабочая малая группа сталкивается с проблемой оппортунистской деятельности входящих в них индивидов, руководящие малые группы и соответствующие им структурные подразделения – с проблемой оппортунистской деятельности входящих в них подчиненных руководителей и структурных подразделений. Попаданию в институциональные ловушки подвержены как малые группы, так и большие, так и предприятия в целом. Причем возможно даже изначальное попадание в эти ловушки – изначальное формирование неэффективных неформальных институтов. Противодействовать такой ситуации должны формальные институты предприятия. Главное, чтобы положения формальных институтов, начинающиеся с ключевых положений собственника предприятия, соответствовали интересам и самого предприятия, и входящих в предприятие руководителей и рядовых сотрудников. Для этого требуется и соответствующая разработка формальных институтов, и соответствующий подбор кадров.
Изложенные материалы показывают, что эффективность предприятия определяется тем, как его коллектив (малые рабочие и руководящие группы) мотивирован на удовлетворение потребностей потребителя. Не на исполнение своих функций, даже не на производство продукции, а именно на удовлетворение потребителя. И здесь имеет место и внутренняя моральная мотивация на создание общественно необходимой продукции, и внутренняя материальная мотивация на результаты деятельности предприятия, и внешняя материальная мотивация на выполнение указаний и планов руководства.
Материалы статьи показывают, что эффективная мотивация обеспечивается четырьмя основными направлениями:
-
Высоким начальным уровнем повременной заработной платы (и ее вариантами): чем выше ее уровень среднерыночного, тем более, а также качественной организацией и координацией деятельности коллектива руководством.
-
Заработной платой, привязанной к результату деятельности предприятия, обеспечивающей самоорганизацию коллектива на выпуск продукции наиболее удовлетворяющей потребности потребителя.
-
Заработной платой, уровень которой постоянен, но периодически ставится в соответствие с достигаемыми результатами предприятия, что изначально закладывается в контракты с персоналом. Что также обеспечивает самоорганизацию коллектива.
-
Осознанием коллективом высокой общественной необходимости производимой продукции. Этот вид мотивации повышает эффективность во всех трех отмеченных направлениях (в волонтерских организациях даже единственным), но особо необходим в первом варианте, где материальная мотивация непосредственно не направляется на потребителя и имеется максимальное число институциональных ловушек.
Показано, что институциональное развитие предприятия – это самый проблемный вопрос в его деятельности. С одной стороны такое развитие не подлежит самоорганизации, с другой – невозможно и внешнее управление процессом развития. Выход только в том, чтобы новые институциональные положения приносили очевидные результаты не только предприятию, но и его коллективу. Только осознавая эти личные результаты коллектив дает руководству кредит доверия на проведение изменений и принимает участие в их проведении. Второй вариант проведения институциональных изменений – это личное проведение их собственником и, при наличии, заинтересованных руководителей. В обоих случаях, если проводимые изменения не принесут положительных результатов коллективу, они будут отвергнуты – не станут ценностями и элементами культуру коллектива. Если и будут исполняться, то только под угрозой санкций и с большими издержками.
Если совсем кратко подвести итоги трех представленных статей, то можно сказать, что эффективность предприятия в первую очередь зависит от сформированных собственником и проводимых им в жизнь ключевых положений деятельности его предприятия. Эти положения должны сформированы по следующим направлениям:
-
Миссия предприятия как оптимальное удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон.
-
Рыночная ниша и потребитель, продукция предприятия, основные технологии и средства производства.
-
Формирование и поддержка института предприятия.
-
Система оплаты труда.
-
Система целеполагания (определения предвидимых результатов и средств их достижения, включая организационные, институциональные, продуктовые, технологические, стратегические и др.).
-
Система целеосуществления.
-
Система развития предприятия.
Какими на наш взгляд должны быть отмеченные положения для обеспечения максимальной эффективности предприятия показано и обосновано в представленных трех статьях.