ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(52)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия. Базис парадигмы

Начало статьи   Международный журнал
"Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Базис парадигмы предприятия


Общество. Миссия – предназначение предприятия

Любому предприятию необходимо стабильное главное направление, определяющее его конкретные направления производства, научно-технического и кадрового развития. В противном случае предприятия, как и люди, «вели бы себя подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны» [36, с. 385] в поисках сиюминутной прибыли, не имея возможности своего развития.

Для любого предприятия его миссия – предназначение предприятия, смысл его существования – это удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, общества в целом. Ведь если мы проигнорируем интересы хотя бы одной из заинтересованных сторон, то даже само существование предприятия может быть поставлено под угрозу. При этом отношения со всеми внешними сторонами ведет персонал предприятия, поэтому отношения в предприятии первичны. Практически базис парадигмы должен включать следующие сформулированные ключевые положения:

  • Миссия предприятия как фундаментальный смысл его существования.
  • Общие цели предприятия, в направлении которых предприятие должно развивать свою деятельность.
  • Основные положения продукции предприятия, производство и реализация которой должна обеспечивать достижение целей предприятия.
  • Принципы отношений с заинтересованными сторонами, прямо или опосредовано принимающими участие в деятельности предприятия. Отношения с персоналом предприятия – это отдельный раздел, который мы особо рассмотрим.


Отношения в предприятии

Отношения собственности

Формально средства производства в большинстве случаев находятся у собственника. Однако проблема разделения капитала собственника и контроля его использования отмечалась со времен Адама Смита [2]. Собственник вынужден передавать средства производства и финансовые ресурсы в управление менеджерам для достижения принятых целей предприятия. При этом собственность, за счет владения остаточными правами контроля, де-факто переходит к менеджменту [37, 4]. Ведь менеджмент «имеет право использовать актив любым способом, не противоречащим предыдущему контракту» [4, с. 18], а контракт никогда не может быть полным. Поэтому в любом предприятии, управляемым наемным руководителем (а в крупных – даже если собственник является руководителем), реальную власть всегда имеет менеджмент, а не собственник. Соответственно определенная «менеджерская революция» [12] имеет место при становлении любого предприятия, она, неформально, и ликвидирует неполноту контракта. А негативный смысл, который вкладывают в этот термин, заключается в том, что при определенных сложившихся институциональных порядках менеджеры используют свою власть в собственных интересах в ущерб собственнику и предприятию. Причем даже самые жесткие формальные методы контроля собственника такой ситуации в большинстве случаев не дают гарантии ее пресечения, и выход не в них. «Реальные контракты часто являются весьма неполными, при этом распределение контроля и прав собственности играет центральную роль» [4, с. 25].

Исходя из этого, в настоящем разделе мы рассмотрим только основной [4], но наименее изученный вопрос, – вопрос собственности. «Эффективные институты возникают в обществе, которое имеет встроенные стимулы к созданию и закреплению эффективных прав собственности» [25, с. 178]. При этом «права собственности – это права, которые индивиды относят к своему труду, к товарам и услугам, находящимся в их владении» [25, с. 52]. А экономические правила в предприятии устанавливают права собственности, по использованию и получению дохода от собственности. Поэтому «формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности» [25, с. 74].

Даже передача некоторых активов в собственность персонала не спасает от их использования не в интересах собственника предприятия [4]. И в основных случаях «оптимальная структура собственности представляет собой партнерство» [4, с. 23]. Мы видим два направления создания требуемой институциональной среды в предприятии: отношения собственности на создаваемые активы предприятия, и отношения собственности на создаваемый предприятием прибавочный продукт – экономический результат деятельности предприятия (сумма прибыли и средств оплаты труда – выработка).

Общий принцип определения прав собственности был заложен О. Хартом и Б. Хольстрёмом: «На предварительном этапе стороны решают, кому будет принадлежать конечный результат» [4, с. 18]. Это касается и создаваемых активов предприятия, и экономического результата предприятия. И именно совместная собственность на результаты деятельности (партнерство) обеспечивает использование ресурсов предприятия и в интересах собственника, и в интересах персонала. Можно сказать, что собственник вкладывает в предприятие свой экономический капитал (а частично и свой человеческий), а персонал – свой человеческий капитал. Предварительно они определяют права собственности на прибавочный продукт, а в ходе деятельности совместно контролирует должное использование и рост и того, и другого капитала для получения своего максимального совместного продукта.

Таким образом вопросы собственности должны быть заложены в контракты и «хорошо продуманные контракты позволяют договаривающимся сторонам использовать потенциальные выгоды от сотрудничества» [4, с. 1].


Отношения собственности на создаваемые материальные и нематериальные активы

Существенная часть активов, в основном интеллектуальных (документация новой продукции, ноу-хау, и т.д.), создается персоналом. О. Харт и Б. Хольстрём отмечали, что «одна возможность заключается в том, что агент нанимается принципалом с фиксированной ставкой заданной принципалом. … Другая возможность заключается в том, что исследователь самостоятельно владеет любыми инновациями, которые он разрабатывает» [4, с. 2]. В первом случае исследователю не имеет смысла вкладывать свой труд и человеческий капитал в активы, принадлежащие собственнику. Во втором, у собственника возникает риск того, что исследователь реализует свои активы третьей стороне. На наш взгляд оптимальна совместная собственность на результаты, которые обеспечивают активы, когда и исследователь, и собственник получают согласованную часть от результата их использования. Это обеспечит вложение труда и человеческого капитала исследователей в инновации и эффективное инновационное развитие предприятия.


Отношения собственности и результаты деятельности предприятия

Результат деятельности руководителя предприятия – это результат предприятия в целом. Однако очень часто в средних и крупных предприятиях производство и реализация разделяются между двумя юридическими лицами: производственным предприятием (ПП) и торговым домом (ТД). При этом результаты руководителей ПП и ТД не могут исходить из формальных результатов ПП и ТД, поскольку отношения между ними не являются рыночными (трансфертные цены). И, если их доля результата будет определяться формально, то руководитель ПП не будет заинтересован в результатах реализации продукции ТД. А руководитель ТД будет во всех неудачах винить руководителя ПП. Поэтому разделение общего экономического результата между ними должно осуществляться в согласованной пропорции. Только здесь общим распределяемым результатом выгоднее принимать не прибыль, выработку, определяемую исходя из их суммарных затрат, а выручку – определяя прибыль, выработку каждого исходя их собственных затрат. Аналогично, в согласованной пропорции, должны распределяться результаты и по функциональным подразделениям ПП и ТД: маркетингу, снабжению, производству, финансовой службе, и т.д., а также по отдельным продуктам подразделений. А далее и по структурным подразделениям нижних уровней иерархии: одновременно с декомпозицией целей предприятия по структурным подразделениям должна осуществляться и предварительная декомпозиция их вклада в результат предприятия.

При таком подходе результаты руководителей ПП и ТД, их структурных подразделений, может быть достаточно просто и четко определены, а они будут мотивированы на конечный результат предприятия в целом.

Четыре парадигмы предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> Ключевые положения. Организация как надстройка над базисом

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024