ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ

В современной конкурентном мире, для отстаивания своего достойного места, высокого имиджа, каждому предприятию необходимо постоянное развитие. В этом направлении наша компания с 2006 года проводила консалтинговые услуги по повышению эффективности наших предприятий. При этом мы постоянно сочетали теорию и практику разрабатывая и апробируя необходимую методику. В итоге мы получили необходимый инструмент: методику системной организации деятельности предприятия. Эта методика научно обоснована, полностью открыта  PDF ,  PDF ,  PDF , проста и даже самоочевидна. Охватывает и все уровни иерархии, и все необходимые факторы деятельности. Имея такой инструмент, наши консалтинговые услуги обеспечивают нашим заказчикам:

  • Неразрывную вертикаль власти в предприятии: от собственника до каждого рядового сотрудника. Вертикаль – направленную на достижение целей предприятия.
  • Самоорганизацию коллектива на достижение целей предприятия – высокую корпоративную культуру.
  • Повышение эффективности предприятий наших заказчиков до максимально возможных значений. В среднем 2-4 раза, в зависимости от ситуации, и более.
  • Снижение в 2-3 раза загрузки руководителей и повышение эффективность управления предприятием.

Ни одна консалтинговая компания не имеет системной методики организации и не может обеспечивать Вам подобных результатов.
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация, культура, институты
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2023
Наши статьи "Современный менеджмент":

Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия. Базис парадигмы

Начало статьи   Международный журнал
"Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Базис парадигмы предприятия


Общество. Миссия – предназначение предприятия

Любому предприятию необходимо стабильное главное направление, определяющее его конкретные направления производства, научно-технического и кадрового развития. В противном случае предприятия, как и люди, «вели бы себя подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны» [36, с. 385] в поисках сиюминутной прибыли, не имея возможности своего развития.

Для любого предприятия его миссия – предназначение предприятия, смысл его существования – это удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, общества в целом. Ведь если мы проигнорируем интересы хотя бы одной из заинтересованных сторон, то даже само существование предприятия может быть поставлено под угрозу. При этом отношения со всеми внешними сторонами ведет персонал предприятия, поэтому отношения в предприятии первичны. Практически базис парадигмы должен включать следующие сформулированные ключевые положения:

  • Миссия предприятия как фундаментальный смысл его существования.
  • Общие цели предприятия, в направлении которых предприятие должно развивать свою деятельность.
  • Основные положения продукции предприятия, производство и реализация которой должна обеспечивать достижение целей предприятия.
  • Принципы отношений с заинтересованными сторонами, прямо или опосредовано принимающими участие в деятельности предприятия. Отношения с персоналом предприятия – это отдельный раздел, который мы особо рассмотрим.


Отношения в предприятии

Отношения собственности

Формально средства производства в большинстве случаев находятся у собственника. Однако проблема разделения капитала собственника и контроля его использования отмечалась со времен Адама Смита [2]. Собственник вынужден передавать средства производства и финансовые ресурсы в управление менеджерам для достижения принятых целей предприятия. При этом собственность, за счет владения остаточными правами контроля, де-факто переходит к менеджменту [37, 4]. Ведь менеджмент «имеет право использовать актив любым способом, не противоречащим предыдущему контракту» [4, с. 18], а контракт никогда не может быть полным. Поэтому в любом предприятии, управляемым наемным руководителем (а в крупных – даже если собственник является руководителем), реальную власть всегда имеет менеджмент, а не собственник. Соответственно определенная «менеджерская революция» [12] имеет место при становлении любого предприятия, она, неформально, и ликвидирует неполноту контракта. А негативный смысл, который вкладывают в этот термин, заключается в том, что при определенных сложившихся институциональных порядках менеджеры используют свою власть в собственных интересах в ущерб собственнику и предприятию. Причем даже самые жесткие формальные методы контроля собственника такой ситуации в большинстве случаев не дают гарантии ее пресечения, и выход не в них. «Реальные контракты часто являются весьма неполными, при этом распределение контроля и прав собственности играет центральную роль» [4, с. 25].

Исходя из этого, в настоящем разделе мы рассмотрим только основной [4], но наименее изученный вопрос, – вопрос собственности. «Эффективные институты возникают в обществе, которое имеет встроенные стимулы к созданию и закреплению эффективных прав собственности» [25, с. 178]. При этом «права собственности – это права, которые индивиды относят к своему труду, к товарам и услугам, находящимся в их владении» [25, с. 52]. А экономические правила в предприятии устанавливают права собственности, по использованию и получению дохода от собственности. Поэтому «формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности» [25, с. 74].

Даже передача некоторых активов в собственность персонала не спасает от их использования не в интересах собственника предприятия [4]. И в основных случаях «оптимальная структура собственности представляет собой партнерство» [4, с. 23]. Мы видим два направления создания требуемой институциональной среды в предприятии: отношения собственности на создаваемые активы предприятия, и отношения собственности на создаваемый предприятием прибавочный продукт – экономический результат деятельности предприятия (сумма прибыли и средств оплаты труда – выработка).

Общий принцип определения прав собственности был заложен О. Хартом и Б. Хольстрёмом: «На предварительном этапе стороны решают, кому будет принадлежать конечный результат» [4, с. 18]. Это касается и создаваемых активов предприятия, и экономического результата предприятия. И именно совместная собственность на результаты деятельности (партнерство) обеспечивает использование ресурсов предприятия и в интересах собственника, и в интересах персонала. Можно сказать, что собственник вкладывает в предприятие свой экономический капитал (а частично и свой человеческий), а персонал – свой человеческий капитал. Предварительно они определяют права собственности на прибавочный продукт, а в ходе деятельности совместно контролирует должное использование и рост и того, и другого капитала для получения своего максимального совместного продукта.

Таким образом вопросы собственности должны быть заложены в контракты и «хорошо продуманные контракты позволяют договаривающимся сторонам использовать потенциальные выгоды от сотрудничества» [4, с. 1].


Отношения собственности на создаваемые материальные и нематериальные активы

Существенная часть активов, в основном интеллектуальных (документация новой продукции, ноу-хау, и т.д.), создается персоналом. О. Харт и Б. Хольстрём отмечали, что «одна возможность заключается в том, что агент нанимается принципалом с фиксированной ставкой заданной принципалом. … Другая возможность заключается в том, что исследователь самостоятельно владеет любыми инновациями, которые он разрабатывает» [4, с. 2]. В первом случае исследователю не имеет смысла вкладывать свой труд и человеческий капитал в активы, принадлежащие собственнику. Во втором, у собственника возникает риск того, что исследователь реализует свои активы третьей стороне. На наш взгляд оптимальна совместная собственность на результаты, которые обеспечивают активы, когда и исследователь, и собственник получают согласованную часть от результата их использования. Это обеспечит вложение труда и человеческого капитала исследователей в инновации и эффективное инновационное развитие предприятия.


Отношения собственности и результаты деятельности предприятия

Результат деятельности руководителя предприятия – это результат предприятия в целом. Однако очень часто в средних и крупных предприятиях производство и реализация разделяются между двумя юридическими лицами: производственным предприятием (ПП) и торговым домом (ТД). При этом результаты руководителей ПП и ТД не могут исходить из формальных результатов ПП и ТД, поскольку отношения между ними не являются рыночными (трансфертные цены). И, если их доля результата будет определяться формально, то руководитель ПП не будет заинтересован в результатах реализации продукции ТД. А руководитель ТД будет во всех неудачах винить руководителя ПП. Поэтому разделение общего экономического результата между ними должно осуществляться в согласованной пропорции. Только здесь общим распределяемым результатом выгоднее принимать не прибыль, выработку, определяемую исходя из их суммарных затрат, а выручку – определяя прибыль, выработку каждого исходя их собственных затрат. Аналогично, в согласованной пропорции, должны распределяться результаты и по функциональным подразделениям ПП и ТД: маркетингу, снабжению, производству, финансовой службе, и т.д., а также по отдельным продуктам подразделений. А далее и по структурным подразделениям нижних уровней иерархии: одновременно с декомпозицией целей предприятия по структурным подразделениям должна осуществляться и предварительная декомпозиция их вклада в результат предприятия.

При таком подходе результаты руководителей ПП и ТД, их структурных подразделений, может быть достаточно просто и четко определены, а они будут мотивированы на конечный результат предприятия в целом.

Четыре парадигмы предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> Ключевые положения. Организация как надстройка над базисом

__________________
Версия для печати



Наши новые статьи

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2024