Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Проблема асимметрии информации и остаточных прав контроля
Руководитель предприятия организует свою деятельность так, чтобы получать максимальный суммарный результат от собственника предприятия, а также и других возможных источников, к этой деятельности он может подключать и своих подчиненных. Для собственника важно, чтобы руководители были максимально ориентирован на достижение целей предприятия. А для этого он должен обладать минимальной асимметрией информации — должен иметь необходимые общие компетенции в вопросах деятельности топ-менеджеров предприятия, не ниже чем у них. А конкретные компетенции в области бизнеса предприятия — даже выше. Если эти компетенции будут ниже, чем у руководителя предприятия и топ-менеджеров — он не сможет контролировать их деятельность и они будет непременно использовать свои полномочия в своих личных целях. Как писал Адам Смит: «ничего не может быть глупее, как ожидать, чтобы служащие большой фирмы, <…> почти совершенно свободные от контроля, <…> отказались навсегда от всякой надежды составить себе состояние, для чего они имеют в руках все средства, и удовлетворились скромным жалованьем, которое дают им хозяева» [22, с. 605].
В такой ситуации капитал собственника «не оказывается под его непосредственным контролем и в его распоряжении» [22, с. 443]. А «до какой степени субъект управляет капиталом, до такой он и является собственником-капиталистом» [23, с. 207]. В итоге «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [23, с. 1003]. Такая ситуация общеизвестна и именуется «Менеджерской революцией». Итогом является то, что основатели-собственники могут лишь «довольствоваться получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [22, с. 691]. И «основной проблемой в российской корпоративной практике является ситуация, когда руководство компании не действует в интересах акционеров, а стремится действовать в собственных интересах (личное обогащение) в ущерб интересам компании» [24, с. 162]. Фактически в такой ситуации собственник может ожидать своих личных результатов не на много более банковского процента от вложенного в предприятие капитала. И реальная задача топ-менеджеров в такой ситуации — обеспечивать свои максимальные личные результаты, а результаты предприятия поддерживать лишь на таком уровне, когда им еще не грозит увольнение. И только снижение асимметрии информации позволяет поднять уровень труда на благо предприятия, но лишь до той степени, пока этот уровень не будет превышать среднерыночного на рынке труда.
При этом асимметрии информации и подобная деятельность характерна не только для высшего руководства предприятия, а и для любого руководителя, любого подчиненного.
__________________ Версия для печати
|
|