ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ

Наш путь не "разработан", а выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Получен сопоставительным анализом наших практических результатов, результатов, полученных антропологами Марселем Моссом, Брониславот Малиновским, Марселем Годелье, с положениями отцов-основателей социологии: Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. А там, где социология не помогала, например, в целеполагании – с положениями основателей психоанализа Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Карла Юнга. А также сопоставительным анализом и положениями целого ряда лауреатов Нобелевских премий, известных современных российских и зарубежных авторов.

.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2024
Наши статьи "Современный менеджмент":

Начало статьи (492) Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение
ВИНИТИ, 04.07.2022. No 30-В2022. 17 с.
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Разрешение проблемы организации и управления предприятием. Институты предприятия

Институты предприятия

Имеются два основных подхода к определению института: Д. Норта, как заданные правила игры в обществе, снабженные механизмами принуждения к исполнению этих правил, и Э. Шоттера, как возникающих естественным путем равновесий, решающие проблемы кооперации и координации во вполне конкретных взаимодействиях [14]. По его определению «институт — это свойства равновесного состояния игры, а не свойства самой игры», «важно не содержание правил, а то, как их выполняют игроки» [цит. по: 25]. Этой же позиции придерживаются и У. Митчелл, и Э. Остром, и многие другие. Эту же позицию разделяем и мы: институт — это те правила игры, которых реально придерживаются участники деятельности, а не те, которые задаются извне. На деятельность человека влияют не провозглашенные правила, а те, которые проводят в жизнь руководители.

Э. Дюркгейм, Дж. Коммонс и Э. Остром отмечали, действующие правила — это предписанные поведенческие модели, регулирующие деятельность с помощью надзора и применения различных формальных и неформальных санкций (принуждения), координирующие частные цели отдельных лиц с «коллективной волей» текущих интересов [7; 26; 20]. Именно эти правила-санкции, определяющие «правила игры», являются совместно создаваемой руководителем и коллективом ситуацией в подразделении, при которой достижение текущих интересов предприятия естественным путем достигается за счет достижения текущих личных целей персонала (или наоборот). А запретительные издержки проявляются только при нарушениях «правил игры». Ведь «человек выбирает для себя ту альтернативу, с помощью которой, как он ожидает, он получит большие возможности для расширения и определения своей системы» [27]. Получит наибольшие выгоды и с наименьшими издержками.

Правила игры — это приобретаемый опыт достижения личных целей в сформированной в подразделениях предприятия социальной среде, опыт «накапливается, структурируется, оседает и консервируется и человеком, и социальным сущим в онтологических паттернах... которые не существуют отдельно от своих носителей» [28, с. 120]. При этом, как писал Д. Норт: «Институты [«правила игры»] определяют взаимодействие между людьми, создавая структуру стимулов, управляющую человеческим поведением» [1, с. 104]. А «экономический механизм, по Гурвицу, задает множество выборов экономических субъектов и связанные с каждым из этих выборов результаты» [14, с. 23]. Задание в предприятии этой внешней системы стимулов и выборов (ситуации) и определяет единственную возможность управления человеческим поведением — управления самоорганизацией коллектива за счет изменения внешней ситуации. Ведь ее изменение вызывает необходимость изменения правил игры для наиболее полной адаптации к новой внешней среде. Изменяя внешнюю среду, можно "управлять" организацией социальной системы без какого-либо принуждения.
Только эту среду невозможно формализовать: правила, а тем более санкции, зависят от текущей ситуации и выявляются и оцениваются только субъективно. В каждом подразделении мы имеем внешнюю ситуацию (определяемую вышестоящим руководителем) и внутреннюю (определяемую компромиссом руководителя и коллектива) Она естественным путем и формирует три отмеченных компромиссных института: руководителя, подчиненных и подразделения в целом. Только необходимо учитывать, что «сама противоположность интересов и конкуренция за возможности остаются» [5, с. 99].

Проблема асимметрии информации и остаточных прав контроля << СОДЕРЖАНИЕ >> Проблема создания институтов предприятия и ее разрешение

 


__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2024