О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие: Возникновение и задачи собственника

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЗАДАЧИ ЕГО СОБСТВЕННИКА
1.1. Невидимая рука Адама Смита, институты и организации

Собственники создают предприятия для достижения своих личных целей, вкладывают в него и свои материальные ресурсы, и свой труд, и свой интеллект, и свою душу. При этом, как писал Адам Смит в 1759 году: «Несмотря на свою алчность и на свой эгоизм, несмотря на то, что они преследуют только личные выгоды, <...> тем не менее они разделяют с последним бедняком плоды работ, производимых по их приказанию. По-видимому, какая-то невидимая рука заставляет их <...> служить общественным интересам и умножению человеческого рода» [19, с. 185]. А затем и в 1776 году: «Он [предприниматель] преследует лишь собственную выгоду, <...> невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; <...> Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [20, с. 496]. При этом используя право «преследовать свои интересы по своему собственному разумению, при соблюдении равенства, свободы и справедливости» [20, с. 739]. И это не просто личная деятельность предпринимателя. Это его миссия, его предназначение в обществе. Но только «пока он не нарушает законов справедливости» [21, с. 111]. Из этого видно, что невидимая рука, движущая предпринимателем в исполнении своего предназначения,– «это статус феноменов культуры, существование которых и эволюция в конечном счете не зависят от индивидуального сознания» [22, с. 148], это нормы исторически сформировавшейся культуры, сложившегося института предпринимателей – их правил игры.

Самуэль Боулз отмечал, что удивительная идея Адама Смита, лежащая в основе описанной им невидимой руки, заключается в том, что при наличии правильных институтов не требуются административные меры – правильные институты могут сдержать низкие мотивы и достичь высоких целей [21]. «Институциональные рамки оказывают решающее влияние и на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок» [16, с. 20]. «Организации создаются для достижения определенных целей благодаря тому, что существующий набор ограничений (как институциональных, так и тех, которые традиционно рассматриваются экономической теорией) создает возможности для соответствующей деятельности; поэтому в процессе движения к цели организации выступают главными агентами институциональных изменений» [16, с. 20].

Однако организации создаются не только исходя из институциональных рамок, но и ограниченности возможностей самого человека, в первую очередь коммуникационных. Как отмечал Честер Барнард, «единственный способ создать большую организацию заключается в том, чтобы соединить много маленьких организаций» [3, с. 104]. А в целом «исторически и в функциональном отношении все сложные организации созданы из подразделений и состоят из множества «рабочих» или «базовых» организационных подразделений, поверх которых наложены руководящие организационные подразделения, и что основные структурные особенности сложных организаций вытекают из того, что размер организационного подразделения ограничен требованиями к коммуникации» [3, с. 111]. При такой организации каждый руководитель одновременно будет и руководителем своей малой группы, и подчиненным в малой группе более высокого уровня иерархии. «В силу этого конкретное действие или решение будет относиться к деятельности двух разных подразделений организации. То, что одно действие вносит вклад одновременно сразу в две организации, вероятно, представляет собой ключевую особенность сложных организаций, потому что благодаря ей комплекс становится органическим целым» [3, с. 111]. Таким образом, организация любого крупного предприятия – это связная иерархическая сеть, в вершине которой находится высшая руководящая малая группа руководителя предприятия и топ-менеджеров3, на нижнем уровне иерархии находятся малые рабочие группы из рядовых сотрудников и их непосредственного руководителя. Проблема в том, чтобы вся эта система была подчинена общей цели – той цели, ради которой собственник и создает предприятие. Ведь, приходя на предприятие, отдельные индивиды преследуют только свои собственные интересы, «цель организации не имеет значения для отдельного человека. Для него существенны его отношения с организацией, то каких жертв она требует и какие выгоды приносит» [3, с. 87]. Соответственно, первое, что требуется, – это отбор кандидатов и формирование культуры малых групп, правил игры – институтов, которые должны быть направлены на достижение целей предприятия. И эти институты определяются, во-первых, теми первичными институциональными положениями, которые формирует собственник,– формальными ключевыми положениями института своего предприятия [15]. И во-вторых, тем, как на основе этих положений будут сформированы неформальные институты малых групп иерархической сети. Институт предприятия в целом – это аналогичная организации иерархическая система субинститутов входящих малых групп. Только необходимо отметить, что формальный институт предприятия определяется формальной иерархией малых групп как структурных подразделений. Неформальный институт может определяться и возможными неформальными группами, выходящими за рамки структурных подразделений.
_________________________

3 Еще выше стоит группа-собственник – топ-менеджеры, но собственник не входит в состав предприятия, а если является топ-менеджером, то с соответствующей ролью.

ВВЕДЕНИЕ << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.2. Малая группа как субъект деятельности

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

24.07.2020 11:35   Инесса   Статья: Эффективное корпоративное управление

Очень структурированный и формализованный материал .


04.08.2020 10:05   Василий   Статья: Развитие организации

Основные задачи для развития компании?


04.08.2020 12:33   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Развитие организации

Основные задачи для развития компании определяются ее основными целями. Если цели компании превосходство в конкурентной рыночной борьбе, то задачи развития компании, как отмечали Йозеф Шумпетер, Френк Найт и другие, заключаются в совершенствования и создания новых продуктов, технологических процессов, методов организации, освоения новых рынков приобретения необходимых ресурсов и реализации продукции, и др.
Компании необходимо провести анализ и определить какие конкретные методы развития необходимы ей в данных условиях и поставить соответствующие цели и задачи. И это вопрос сугубо индивидуальный для каждой конкретной компании.



Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020