ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Рыночное предприятие: Возникновение и задачи собственника

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЗАДАЧИ ЕГО СОБСТВЕННИКА
1.1. Невидимая рука Адама Смита, институты и организации

Собственники создают предприятия для достижения своих личных целей, вкладывают в него и свои материальные ресурсы, и свой труд, и свой интеллект, и свою душу. При этом, как писал Адам Смит в 1759 году: «Несмотря на свою алчность и на свой эгоизм, несмотря на то, что они преследуют только личные выгоды, <...> тем не менее они разделяют с последним бедняком плоды работ, производимых по их приказанию. По-видимому, какая-то невидимая рука заставляет их <...> служить общественным интересам и умножению человеческого рода» [19, с. 185]. А затем и в 1776 году: «Он [предприниматель] преследует лишь собственную выгоду, <...> невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; <...> Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [20, с. 496]. При этом используя право «преследовать свои интересы по своему собственному разумению, при соблюдении равенства, свободы и справедливости» [20, с. 739]. И это не просто личная деятельность предпринимателя. Это его миссия, его предназначение в обществе. Но только «пока он не нарушает законов справедливости» [21, с. 111]. Из этого видно, что невидимая рука, движущая предпринимателем в исполнении своего предназначения,– «это статус феноменов культуры, существование которых и эволюция в конечном счете не зависят от индивидуального сознания» [22, с. 148], это нормы исторически сформировавшейся культуры, сложившегося института предпринимателей – их правил игры.

Самуэль Боулз отмечал, что удивительная идея Адама Смита, лежащая в основе описанной им невидимой руки, заключается в том, что при наличии правильных институтов не требуются административные меры – правильные институты могут сдержать низкие мотивы и достичь высоких целей [21]. «Институциональные рамки оказывают решающее влияние и на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок» [16, с. 20]. «Организации создаются для достижения определенных целей благодаря тому, что существующий набор ограничений (как институциональных, так и тех, которые традиционно рассматриваются экономической теорией) создает возможности для соответствующей деятельности; поэтому в процессе движения к цели организации выступают главными агентами институциональных изменений» [16, с. 20].

Однако организации создаются не только исходя из институциональных рамок, но и ограниченности возможностей самого человека, в первую очередь коммуникационных. Как отмечал Честер Барнард, «единственный способ создать большую организацию заключается в том, чтобы соединить много маленьких организаций» [3, с. 104]. А в целом «исторически и в функциональном отношении все сложные организации созданы из подразделений и состоят из множества «рабочих» или «базовых» организационных подразделений, поверх которых наложены руководящие организационные подразделения, и что основные структурные особенности сложных организаций вытекают из того, что размер организационного подразделения ограничен требованиями к коммуникации» [3, с. 111]. При такой организации каждый руководитель одновременно будет и руководителем своей малой группы, и подчиненным в малой группе более высокого уровня иерархии. «В силу этого конкретное действие или решение будет относиться к деятельности двух разных подразделений организации. То, что одно действие вносит вклад одновременно сразу в две организации, вероятно, представляет собой ключевую особенность сложных организаций, потому что благодаря ей комплекс становится органическим целым» [3, с. 111]. Таким образом, организация любого крупного предприятия – это связная иерархическая сеть, в вершине которой находится высшая руководящая малая группа руководителя предприятия и топ-менеджеров3, на нижнем уровне иерархии находятся малые рабочие группы из рядовых сотрудников и их непосредственного руководителя. Проблема в том, чтобы вся эта система была подчинена общей цели – той цели, ради которой собственник и создает предприятие. Ведь, приходя на предприятие, отдельные индивиды преследуют только свои собственные интересы, «цель организации не имеет значения для отдельного человека. Для него существенны его отношения с организацией, то каких жертв она требует и какие выгоды приносит» [3, с. 87]. Соответственно, первое, что требуется, – это отбор кандидатов и формирование культуры малых групп, правил игры – институтов, которые должны быть направлены на достижение целей предприятия. И эти институты определяются, во-первых, теми первичными институциональными положениями, которые формирует собственник,– формальными ключевыми положениями института своего предприятия [15]. И во-вторых, тем, как на основе этих положений будут сформированы неформальные институты малых групп иерархической сети. Институт предприятия в целом – это аналогичная организации иерархическая система субинститутов входящих малых групп. Только необходимо отметить, что формальный институт предприятия определяется формальной иерархией малых групп как структурных подразделений. Неформальный институт может определяться и возможными неформальными группами, выходящими за рамки структурных подразделений.
_________________________

3 Еще выше стоит группа-собственник – топ-менеджеры, но собственник не входит в состав предприятия, а если является топ-менеджером, то с соответствующей ролью.

ВВЕДЕНИЕ << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.2. Малая группа как субъект деятельности

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024