О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(193)Гайд по организации и управлению предприятием

Рыночное предприятие: Возникновение и задачи собственника

28.04.2020
Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЗАДАЧИ ЕГО СОБСТВЕННИКА
1.1. Невидимая рука Адама Смита, институты и организации

Собственники создают предприятия для достижения своих личных целей, вкладывают в него и свои материальные ресурсы, и свой труд, и свой интеллект, и свою душу. При этом, как писал Адам Смит в 1759 году: «Несмотря на свою алчность и на свой эгоизм, несмотря на то, что они преследуют только личные выгоды, <...> тем не менее они разделяют с последним бедняком плоды работ, производимых по их приказанию. По-видимому, какая-то невидимая рука заставляет их <...> служить общественным интересам и умножению человеческого рода» [19, с. 185]. А затем и в 1776 году: «Он [предприниматель] преследует лишь собственную выгоду, <...> невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; <...> Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [20, с. 496]. При этом используя право «преследовать свои интересы по своему собственному разумению, при соблюдении равенства, свободы и справедливости» [20, с. 739]. И это не просто личная деятельность предпринимателя. Это его миссия, его предназначение в обществе. Но только «пока он не нарушает законов справедливости» [21, с. 111]. Из этого видно, что невидимая рука, движущая предпринимателем в исполнении своего предназначения,– «это статус феноменов культуры, существование которых и эволюция в конечном счете не зависят от индивидуального сознания» [22, с. 148], это нормы исторически сформировавшейся культуры, сложившегося института предпринимателей – их правил игры.

Самуэль Боулз отмечал, что удивительная идея Адама Смита, лежащая в основе описанной им невидимой руки, заключается в том, что при наличии правильных институтов не требуются административные меры – правильные институты могут сдержать низкие мотивы и достичь высоких целей [21]. «Институциональные рамки оказывают решающее влияние и на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок» [16, с. 20]. «Организации создаются для достижения определенных целей благодаря тому, что существующий набор ограничений (как институциональных, так и тех, которые традиционно рассматриваются экономической теорией) создает возможности для соответствующей деятельности; поэтому в процессе движения к цели организации выступают главными агентами институциональных изменений» [16, с. 20].

Однако организации создаются не только исходя из институциональных рамок, но и ограниченности возможностей самого человека, в первую очередь коммуникационных. Как отмечал Честер Барнард, «единственный способ создать большую организацию заключается в том, чтобы соединить много маленьких организаций» [3, с. 104]. А в целом «исторически и в функциональном отношении все сложные организации созданы из подразделений и состоят из множества «рабочих» или «базовых» организационных подразделений, поверх которых наложены руководящие организационные подразделения, и что основные структурные особенности сложных организаций вытекают из того, что размер организационного подразделения ограничен требованиями к коммуникации» [3, с. 111]. При такой организации каждый руководитель одновременно будет и руководителем своей малой группы, и подчиненным в малой группе более высокого уровня иерархии. «В силу этого конкретное действие или решение будет относиться к деятельности двух разных подразделений организации. То, что одно действие вносит вклад одновременно сразу в две организации, вероятно, представляет собой ключевую особенность сложных организаций, потому что благодаря ей комплекс становится органическим целым» [3, с. 111]. Таким образом, организация любого крупного предприятия – это связная иерархическая сеть, в вершине которой находится высшая руководящая малая группа руководителя предприятия и топ-менеджеров3, на нижнем уровне иерархии находятся малые рабочие группы из рядовых сотрудников и их непосредственного руководителя. Проблема в том, чтобы вся эта система была подчинена общей цели – той цели, ради которой собственник и создает предприятие. Ведь, приходя на предприятие, отдельные индивиды преследуют только свои собственные интересы, «цель организации не имеет значения для отдельного человека. Для него существенны его отношения с организацией, то каких жертв она требует и какие выгоды приносит» [3, с. 87]. Соответственно, первое, что требуется, – это отбор кандидатов и формирование культуры малых групп, правил игры – институтов, которые должны быть направлены на достижение целей предприятия. И эти институты определяются, во-первых, теми первичными институциональными положениями, которые формирует собственник,– формальными ключевыми положениями института своего предприятия [15]. И во-вторых, тем, как на основе этих положений будут сформированы неформальные институты малых групп иерархической сети. Институт предприятия в целом – это аналогичная организации иерархическая система субинститутов входящих малых групп. Только необходимо отметить, что формальный институт предприятия определяется формальной иерархией малых групп как структурных подразделений. Неформальный институт может определяться и возможными неформальными группами, выходящими за рамки структурных подразделений.
_________________________

3 Еще выше стоит группа-собственник – топ-менеджеры, но собственник не входит в состав предприятия, а если является топ-менеджером, то с соответствующей ролью.

ВВЕДЕНИЕ << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.2. Малая группа как субъект деятельности

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт"

25.12.2020 17:43  Татьяна

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

25.12.2020 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия - это обеспечение интересов и целей персонала направленных на достижение целей предприятия. Все остальное приложится.

08.03.2021 16:11  Василий

Что входит в состав стратегических задач развития организации в условиях рыночной экономики?

08.03.2021 18:48  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Задачи, которые может решать рыночная организация зависят от ее текущего положения. В зависимости от положения - это выживание, развитие, занятие передовых рыночных позиций. Самое главное - ставящиеся задачи должны соответствовать имеющимся средствам, мотивам деятельности персонала.

08.04.2021 18:17  Евгения

Какие рыночные факторы стимулируют организация на применение инструментов стратегического менеджмента?

08.04.2021 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основной рыночный фактор стимулирующий применение стратегического менеджмента - это существенная неопределенность рыночной ситуации, тем большая, чем дальше анализируемый период времени. Четкие конкретные цели и планы возможны только на малых временных горизонтах - тактика. На больших временных горизонтах можно ставить только ориентировочные планы, которые, со временем, должны корректироваться в зависимости от результатов достижения тактических целей - стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022