О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие: Возникновение и задачи собственника

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЗАДАЧИ ЕГО СОБСТВЕННИКА
1.1. Невидимая рука Адама Смита, институты и организации

Собственники создают предприятия для достижения своих личных целей, вкладывают в него и свои материальные ресурсы, и свой труд, и свой интеллект, и свою душу. При этом, как писал Адам Смит в 1759 году: «Несмотря на свою алчность и на свой эгоизм, несмотря на то, что они преследуют только личные выгоды, <...> тем не менее они разделяют с последним бедняком плоды работ, производимых по их приказанию. По-видимому, какая-то невидимая рука заставляет их <...> служить общественным интересам и умножению человеческого рода» [19, с. 185]. А затем и в 1776 году: «Он [предприниматель] преследует лишь собственную выгоду, <...> невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; <...> Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [20, с. 496]. При этом используя право «преследовать свои интересы по своему собственному разумению, при соблюдении равенства, свободы и справедливости» [20, с. 739]. И это не просто личная деятельность предпринимателя. Это его миссия, его предназначение в обществе. Но только «пока он не нарушает законов справедливости» [21, с. 111]. Из этого видно, что невидимая рука, движущая предпринимателем в исполнении своего предназначения,– «это статус феноменов культуры, существование которых и эволюция в конечном счете не зависят от индивидуального сознания» [22, с. 148], это нормы исторически сформировавшейся культуры, сложившегося института предпринимателей – их правил игры.

Самуэль Боулз отмечал, что удивительная идея Адама Смита, лежащая в основе описанной им невидимой руки, заключается в том, что при наличии правильных институтов не требуются административные меры – правильные институты могут сдержать низкие мотивы и достичь высоких целей [21]. «Институциональные рамки оказывают решающее влияние и на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок» [16, с. 20]. «Организации создаются для достижения определенных целей благодаря тому, что существующий набор ограничений (как институциональных, так и тех, которые традиционно рассматриваются экономической теорией) создает возможности для соответствующей деятельности; поэтому в процессе движения к цели организации выступают главными агентами институциональных изменений» [16, с. 20].

Однако организации создаются не только исходя из институциональных рамок, но и ограниченности возможностей самого человека, в первую очередь коммуникационных. Как отмечал Честер Барнард, «единственный способ создать большую организацию заключается в том, чтобы соединить много маленьких организаций» [3, с. 104]. А в целом «исторически и в функциональном отношении все сложные организации созданы из подразделений и состоят из множества «рабочих» или «базовых» организационных подразделений, поверх которых наложены руководящие организационные подразделения, и что основные структурные особенности сложных организаций вытекают из того, что размер организационного подразделения ограничен требованиями к коммуникации» [3, с. 111]. При такой организации каждый руководитель одновременно будет и руководителем своей малой группы, и подчиненным в малой группе более высокого уровня иерархии. «В силу этого конкретное действие или решение будет относиться к деятельности двух разных подразделений организации. То, что одно действие вносит вклад одновременно сразу в две организации, вероятно, представляет собой ключевую особенность сложных организаций, потому что благодаря ей комплекс становится органическим целым» [3, с. 111]. Таким образом, организация любого крупного предприятия – это связная иерархическая сеть, в вершине которой находится высшая руководящая малая группа руководителя предприятия и топ-менеджеров3, на нижнем уровне иерархии находятся малые рабочие группы из рядовых сотрудников и их непосредственного руководителя. Проблема в том, чтобы вся эта система была подчинена общей цели – той цели, ради которой собственник и создает предприятие. Ведь, приходя на предприятие, отдельные индивиды преследуют только свои собственные интересы, «цель организации не имеет значения для отдельного человека. Для него существенны его отношения с организацией, то каких жертв она требует и какие выгоды приносит» [3, с. 87]. Соответственно, первое, что требуется, – это отбор кандидатов и формирование культуры малых групп, правил игры – институтов, которые должны быть направлены на достижение целей предприятия. И эти институты определяются, во-первых, теми первичными институциональными положениями, которые формирует собственник,– формальными ключевыми положениями института своего предприятия [15]. И во-вторых, тем, как на основе этих положений будут сформированы неформальные институты малых групп иерархической сети. Институт предприятия в целом – это аналогичная организации иерархическая система субинститутов входящих малых групп. Только необходимо отметить, что формальный институт предприятия определяется формальной иерархией малых групп как структурных подразделений. Неформальный институт может определяться и возможными неформальными группами, выходящими за рамки структурных подразделений.
_________________________

3 Еще выше стоит группа-собственник – топ-менеджеры, но собственник не входит в состав предприятия, а если является топ-менеджером, то с соответствующей ролью.

ВВЕДЕНИЕ << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.2. Малая группа как субъект деятельности

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт"

25.12.2020 17:43  Татьяна

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

25.12.2020 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия - это обеспечение интересов и целей персонала направленных на достижение целей предприятия. Все остальное приложится.

08.03.2021 16:11  Василий

Что входит в состав стратегических задач развития организации в условиях рыночной экономики?

08.03.2021 18:48  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Задачи, которые может решать рыночная организация зависят от ее текущего положения. В зависимости от положения - это выживание, развитие, занятие передовых рыночных позиций. Самое главное - ставящиеся задачи должны соответствовать имеющимся средствам, мотивам деятельности персонала.

08.04.2021 18:17  Евгения

Какие рыночные факторы стимулируют организация на применение инструментов стратегического менеджмента?

08.04.2021 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основной рыночный фактор стимулирующий применение стратегического менеджмента - это существенная неопределенность рыночной ситуации, тем большая, чем дальше анализируемый период времени. Четкие конкретные цели и планы возможны только на малых временных горизонтах - тактика. На больших временных горизонтах можно ставить только ориентировочные планы, которые, со временем, должны корректироваться в зависимости от результатов достижения тактических целей - стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (126)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (114)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (574)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021