ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(86)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(31)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Рыночное предприятие. Малая группа

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.2. Малая группа как субъект деятельности

Малая группа – это элементарная социальная организация, а «под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму» [9, с. 7]. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [10, с. 191]. Именно групповые нормы и групповые процессы и определяют разумное поведение группы. Причем любая группа, обладающая достаточно стабильным составом и достаточно продолжительной историей наработки группового опыта, формирует паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной, для того чтобы считать его ценным. Формирует свои нормы, ценности и идеалы, действующие на подсознательном уровне. Эти представления, с одной стороны, определяют поведение группы, с другой – позволяют ей самоидентифицироваться [23]. Такая группа представляет собой «сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам» [10, с. 212], имеющий «коллективный разум» [3]. Внутренне «группа – это система социального действия, взаимодействующая как нечто целое с каждым из ее участников» [3, с. 42], при этом она «определенным образом контролирует деятельность своих членов» [10, с. 146]. Контролирует и своего руководителя – не позволяет ему отклониться от принятых группой целей и средств их достижения. А внешнее «общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником между личностью и обществом» [10, с. 141–142]. Свои действия на все внешние указания члены группы соразмеряют с нормами и возможной реакцией своей группы. Соответственно, «действия людей всегда происходят в рамках локальных групп» [3, с. 118].

Изложенное говорит о том, что на предприятии и рабочие организационные подразделения, и руководящие – это малые группы как субъекты деятельности. И структурным элементом деятельности предприятия является не отдельный человек, а группа. Уход из группы одного члена практически не отражается на деятельности предприятия4. Исключение же из предприятия группы может приводить к серьезным негативным последствиям5. Таким образом, базисным элементом любого предприятия – связной иерархической сети являются именно малые группы с их институтами. Других базисных элементов в предприятии нет – это объективная реальность. И при создании и развитии предприятия собственник должен обеспечить формировать и поддерживать6 состав и институт малых групп, в первую очередь высшей руководящей группы, и только когда этот институт сформирован – делегировать этой группе создание групп и институтов нижних уровней. Это и есть основное управление предприятием со стороны собственника.

Сложность анализа малых групп состоит и в том, что в общем случае они могут создаваться как естественно (без внешнего воздействия, например неформальные бригады или даже формальные рыночные кооперативы), так и искусственно (например, микропредприятия, включающие собственника-руководителя и наемных сотрудников, формальные структурные подразделения предприятия7). В естественных малых группах и формальных кооперативах результаты деятельности, как правило, являются собственностью группы и внутренним мотивом ее деятельности. Группа (как субъект) заинтересована в выявлении и постановке значимых общих целей и их достижении – в своем развитии. Естественная малая группа ориентирована на удовлетворение потребностей внешнего потребителя и, получая от него ресурсы, сама удовлетворяет свои потребности, отсюда и все ее преимущества. На предприятиях же собственника искусственные малые группы, как субъекты, как правило, не обладают правами собственности на результаты деятельности предприятия. Следовательно, в общем виде они ориентируются уже не на цели предприятия, не на внешнего потребителя, а на свои личные цели членов групп. В первую очередь на получение заработной платы, прописанной в контракте, а также и других возможных ресурсов, представляющих для них ценность. Предприятия же зачастую рассматривают зарплату как издержки, а в другие потребности малых групп и не вникают, отсюда вытекают и все дополнительные проблемы, связанные с интересами искусственных групп предприятия. И это два принципиально различных «типа общественного бытия людей» в малых группах. И они практически не зависят от вида собственности на природные ресурсы и средства производства, которые могут быть и общеразделяемыми, и кооперативными, и частными, и акционерными, и государственными. Определяются в основном тем, являются ли результаты деятельности малой группы собственностью ее членов или нет. Деятельность осуществляется за счет внутренней мотивации на достигаемые результаты предприятия или внешним стимулированием и мотивацией – обменом предприятия и группы. Можно даже отметить, что институты естественных малых групп не требуют формального института: «В обществах, где взаимодействие протекает на личностном уровне, неформальных норм в целом достаточно» [24, с. 91]. Однако каждое предприятие, даже микропредприятие, обязательно заключать трудовой договор (контракт) с каждым нанимаемым сотрудником, определяющим условия оплаты труда и в общем виде взаимные обязательства сторон. Однако этот контракт принципиально не может быть неполным [1, 6], и его недостаточно для того, чтобы сотрудники были внутренне мотивированы на достижение целей предприятия. Основополагающим элементом предприятия являются не контракты, а сформированная собственником организация с требуемым ему институтом управления. И от созданного формата организации и института, будет зависеть направлен ли коллектив на достижение целей его предприятия. Если он сформирует организацию, коллектив которой будет направлен на достижение целей предприятия, то результаты будут «колоссальные», если нет, то равнодействующая разнонаправленных целей персонала «часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [25, с. 45].

Таким образом, деятельность предприятия в первую очередь определяется ключевыми положениями собственника и сформированными (на базе этих положений) институтами малых групп иерархической сети.
___________________________

4 Это справедливо, конечно, в том случае, если институт предприятия сформирован надлежащим образом.

5 Если условно сравнить предприятие с живым организмом, то члены малой группы – это клетки, а сами группы – это сформированные из клеток органы.

6 А раз поддерживать – значит и контролировать, и проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия.

7 Поскольку статья посвящена рыночным предприятиям, в ней рассматриваются только производственные (инструментальные) малые группы.

1.1. Невидимая рука Адама Смита, институты и организации << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.3. Институты как ценности

 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024