О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие. Малая группа

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.2. Малая группа как субъект деятельности

Малая группа – это элементарная социальная организация, а «под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму» [9, с. 7]. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [10, с. 191]. Именно групповые нормы и групповые процессы и определяют разумное поведение группы. Причем любая группа, обладающая достаточно стабильным составом и достаточно продолжительной историей наработки группового опыта, формирует паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной, для того чтобы считать его ценным. Формирует свои нормы, ценности и идеалы, действующие на подсознательном уровне. Эти представления, с одной стороны, определяют поведение группы, с другой – позволяют ей самоидентифицироваться [23]. Такая группа представляет собой «сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам» [10, с. 212], имеющий «коллективный разум» [3]. Внутренне «группа – это система социального действия, взаимодействующая как нечто целое с каждым из ее участников» [3, с. 42], при этом она «определенным образом контролирует деятельность своих членов» [10, с. 146]. Контролирует и своего руководителя – не позволяет ему отклониться от принятых группой целей и средств их достижения. А внешнее «общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником между личностью и обществом» [10, с. 141–142]. Свои действия на все внешние указания члены группы соразмеряют с нормами и возможной реакцией своей группы. Соответственно, «действия людей всегда происходят в рамках локальных групп» [3, с. 118].

Изложенное говорит о том, что на предприятии и рабочие организационные подразделения, и руководящие – это малые группы как субъекты деятельности. И структурным элементом деятельности предприятия является не отдельный человек, а группа. Уход из группы одного члена практически не отражается на деятельности предприятия4. Исключение же из предприятия группы может приводить к серьезным негативным последствиям5. Таким образом, базисным элементом любого предприятия – связной иерархической сети являются именно малые группы с их институтами. Других базисных элементов в предприятии нет – это объективная реальность. И при создании и развитии предприятия собственник должен обеспечить формировать и поддерживать6 состав и институт малых групп, в первую очередь высшей руководящей группы, и только когда этот институт сформирован – делегировать этой группе создание групп и институтов нижних уровней. Это и есть основное управление предприятием со стороны собственника.

Сложность анализа малых групп состоит и в том, что в общем случае они могут создаваться как естественно (без внешнего воздействия, например неформальные бригады или даже формальные рыночные кооперативы), так и искусственно (например, микропредприятия, включающие собственника-руководителя и наемных сотрудников, формальные структурные подразделения предприятия7). В естественных малых группах и формальных кооперативах результаты деятельности, как правило, являются собственностью группы и внутренним мотивом ее деятельности. Группа (как субъект) заинтересована в выявлении и постановке значимых общих целей и их достижении – в своем развитии. Естественная малая группа ориентирована на удовлетворение потребностей внешнего потребителя и, получая от него ресурсы, сама удовлетворяет свои потребности, отсюда и все ее преимущества. На предприятиях же собственника искусственные малые группы, как субъекты, как правило, не обладают правами собственности на результаты деятельности предприятия. Следовательно, в общем виде они ориентируются уже не на цели предприятия, не на внешнего потребителя, а на свои личные цели членов групп. В первую очередь на получение заработной платы, прописанной в контракте, а также и других возможных ресурсов, представляющих для них ценность. Предприятия же зачастую рассматривают зарплату как издержки, а в другие потребности малых групп и не вникают, отсюда вытекают и все дополнительные проблемы, связанные с интересами искусственных групп предприятия. И это два принципиально различных «типа общественного бытия людей» в малых группах. И они практически не зависят от вида собственности на природные ресурсы и средства производства, которые могут быть и общеразделяемыми, и кооперативными, и частными, и акционерными, и государственными. Определяются в основном тем, являются ли результаты деятельности малой группы собственностью ее членов или нет. Деятельность осуществляется за счет внутренней мотивации на достигаемые результаты предприятия или внешним стимулированием и мотивацией – обменом предприятия и группы. Можно даже отметить, что институты естественных малых групп не требуют формального института: «В обществах, где взаимодействие протекает на личностном уровне, неформальных норм в целом достаточно» [24, с. 91]. Однако каждое предприятие, даже микропредприятие, обязательно заключать трудовой договор (контракт) с каждым нанимаемым сотрудником, определяющим условия оплаты труда и в общем виде взаимные обязательства сторон. Однако этот контракт принципиально не может быть неполным [1, 6], и его недостаточно для того, чтобы сотрудники были внутренне мотивированы на достижение целей предприятия. Основополагающим элементом предприятия являются не контракты, а сформированная собственником организация с требуемым ему институтом управления. И от созданного формата организации и института, будет зависеть направлен ли коллектив на достижение целей его предприятия. Если он сформирует организацию, коллектив которой будет направлен на достижение целей предприятия, то результаты будут «колоссальные», если нет, то равнодействующая разнонаправленных целей персонала «часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [25, с. 45].

Таким образом, деятельность предприятия в первую очередь определяется ключевыми положениями собственника и сформированными (на базе этих положений) институтами малых групп иерархической сети.
___________________________

4 Это справедливо, конечно, в том случае, если институт предприятия сформирован надлежащим образом.

5 Если условно сравнить предприятие с живым организмом, то члены малой группы – это клетки, а сами группы – это сформированные из клеток органы.

6 А раз поддерживать – значит и контролировать, и проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия.

7 Поскольку статья посвящена рыночным предприятиям, в ней рассматриваются только производственные (инструментальные) малые группы.

1.1. Невидимая рука Адама Смита, институты и организации << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.3. Институты как ценности

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт"

25.12.2020 17:43  Татьяна

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

25.12.2020 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия - это обеспечение интересов и целей персонала направленных на достижение целей предприятия. Все остальное приложится.

08.03.2021 16:11  Василий

Что входит в состав стратегических задач развития организации в условиях рыночной экономики?

08.03.2021 18:48  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Задачи, которые может решать рыночная организация зависят от ее текущего положения. В зависимости от положения - это выживание, развитие, занятие передовых рыночных позиций. Самое главное - ставящиеся задачи должны соответствовать имеющимся средствам, мотивам деятельности персонала.

08.04.2021 18:17  Евгения

Какие рыночные факторы стимулируют организация на применение инструментов стратегического менеджмента?

08.04.2021 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основной рыночный фактор стимулирующий применение стратегического менеджмента - это существенная неопределенность рыночной ситуации, тем большая, чем дальше анализируемый период времени. Четкие конкретные цели и планы возможны только на малых временных горизонтах - тактика. На больших временных горизонтах можно ставить только ориентировочные планы, которые, со временем, должны корректироваться в зависимости от результатов достижения тактических целей - стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Четыре системы управления предприятием и повышение их эффективности
Скачать статью (38)                 Читать статью
Концептуальные основы механизма предприятия и его эффективности
Скачать статью (105)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов
Скачать статью (147)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.10.2021 Формирование требуемого института предприятия, культуры
Формирование требуемого института предприятия, культуры — это единственная, действительно важная проблема руководителя. Если она разрешена, других проблем у ... далее

17.10.2021 Анализ, оптимизация и управление бизнес-процессами
Основная проблема при анализе, оптимизации и управлении бизнес-процессами заключается не в том, чтобы разработать наиболее эффективную для предприятия систему ... далее

17.10.2021 Комплексное повышение эффективности действующего предприятия
Повышение эффективности — это всегда комплексный вопрос, и решить его можно только комплексно и опираясь на сложившуюся культуру предприятия ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021