О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие. Малая группа

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.2. Малая группа как субъект деятельности

Малая группа – это элементарная социальная организация, а «под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму» [9, с. 7]. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [10, с. 191]. Именно групповые нормы и групповые процессы и определяют разумное поведение группы. Причем любая группа, обладающая достаточно стабильным составом и достаточно продолжительной историей наработки группового опыта, формирует паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной, для того чтобы считать его ценным. Формирует свои нормы, ценности и идеалы, действующие на подсознательном уровне. Эти представления, с одной стороны, определяют поведение группы, с другой – позволяют ей самоидентифицироваться [23]. Такая группа представляет собой «сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам» [10, с. 212], имеющий «коллективный разум» [3]. Внутренне «группа – это система социального действия, взаимодействующая как нечто целое с каждым из ее участников» [3, с. 42], при этом она «определенным образом контролирует деятельность своих членов» [10, с. 146]. Контролирует и своего руководителя – не позволяет ему отклониться от принятых группой целей и средств их достижения. А внешнее «общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником между личностью и обществом» [10, с. 141–142]. Свои действия на все внешние указания члены группы соразмеряют с нормами и возможной реакцией своей группы. Соответственно, «действия людей всегда происходят в рамках локальных групп» [3, с. 118].

Изложенное говорит о том, что на предприятии и рабочие организационные подразделения, и руководящие – это малые группы как субъекты деятельности. И структурным элементом деятельности предприятия является не отдельный человек, а группа. Уход из группы одного члена практически не отражается на деятельности предприятия4. Исключение же из предприятия группы может приводить к серьезным негативным последствиям5. Таким образом, базисным элементом любого предприятия – связной иерархической сети являются именно малые группы с их институтами. Других базисных элементов в предприятии нет – это объективная реальность. И при создании и развитии предприятия собственник должен обеспечить формировать и поддерживать6 состав и институт малых групп, в первую очередь высшей руководящей группы, и только когда этот институт сформирован – делегировать этой группе создание групп и институтов нижних уровней. Это и есть основное управление предприятием со стороны собственника.

Сложность анализа малых групп состоит и в том, что в общем случае они могут создаваться как естественно (без внешнего воздействия, например неформальные бригады или даже формальные рыночные кооперативы), так и искусственно (например, микропредприятия, включающие собственника-руководителя и наемных сотрудников, формальные структурные подразделения предприятия7). В естественных малых группах и формальных кооперативах результаты деятельности, как правило, являются собственностью группы и внутренним мотивом ее деятельности. Группа (как субъект) заинтересована в выявлении и постановке значимых общих целей и их достижении – в своем развитии. Естественная малая группа ориентирована на удовлетворение потребностей внешнего потребителя и, получая от него ресурсы, сама удовлетворяет свои потребности, отсюда и все ее преимущества. На предприятиях же собственника искусственные малые группы, как субъекты, как правило, не обладают правами собственности на результаты деятельности предприятия. Следовательно, в общем виде они ориентируются уже не на цели предприятия, не на внешнего потребителя, а на свои личные цели членов групп. В первую очередь на получение заработной платы, прописанной в контракте, а также и других возможных ресурсов, представляющих для них ценность. Предприятия же зачастую рассматривают зарплату как издержки, а в другие потребности малых групп и не вникают, отсюда вытекают и все дополнительные проблемы, связанные с интересами искусственных групп предприятия. И это два принципиально различных «типа общественного бытия людей» в малых группах. И они практически не зависят от вида собственности на природные ресурсы и средства производства, которые могут быть и общеразделяемыми, и кооперативными, и частными, и акционерными, и государственными. Определяются в основном тем, являются ли результаты деятельности малой группы собственностью ее членов или нет. Деятельность осуществляется за счет внутренней мотивации на достигаемые результаты предприятия или внешним стимулированием и мотивацией – обменом предприятия и группы. Можно даже отметить, что институты естественных малых групп не требуют формального института: «В обществах, где взаимодействие протекает на личностном уровне, неформальных норм в целом достаточно» [24, с. 91]. Однако каждое предприятие, даже микропредприятие, обязательно заключать трудовой договор (контракт) с каждым нанимаемым сотрудником, определяющим условия оплаты труда и в общем виде взаимные обязательства сторон. Однако этот контракт принципиально не может быть неполным [1, 6], и его недостаточно для того, чтобы сотрудники были внутренне мотивированы на достижение целей предприятия. Основополагающим элементом предприятия являются не контракты, а сформированная собственником организация с требуемым ему институтом управления. И от созданного формата организации и института, будет зависеть направлен ли коллектив на достижение целей его предприятия. Если он сформирует организацию, коллектив которой будет направлен на достижение целей предприятия, то результаты будут «колоссальные», если нет, то равнодействующая разнонаправленных целей персонала «часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [25, с. 45].

Таким образом, деятельность предприятия в первую очередь определяется ключевыми положениями собственника и сформированными (на базе этих положений) институтами малых групп иерархической сети.
___________________________

4 Это справедливо, конечно, в том случае, если институт предприятия сформирован надлежащим образом.

5 Если условно сравнить предприятие с живым организмом, то члены малой группы – это клетки, а сами группы – это сформированные из клеток органы.

6 А раз поддерживать – значит и контролировать, и проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия.

7 Поскольку статья посвящена рыночным предприятиям, в ней рассматриваются только производственные (инструментальные) малые группы.

1.1. Невидимая рука Адама Смита, институты и организации << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.3. Институты как ценности

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

04.10.2020 17:39   Владислав К.   Статья: Модели систем управления организацией

А в чем специфика социальной модели управления?


04.10.2020 20:18   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Модели систем управления организацией

Специфика социальной модели управления в том, что ни человеком, ни тем более социальной организацией "управлять" невозможно. Можно только создать такие социальные отношения, такую организацию деятельности и такой институт ("правила игры" - Дуглас Норт), при которых цели коллектива в большей или меньшей степени ориентированы на достижение целей предприятия. И координировать достижение этих целей.



Наши новые статьи

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020