Рыночное предприятие. Институты как ценности
Начало статьи |
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2. |
1.3. Институты как ценности
Необходимо отметить, что в любой малой группе нормы совместной деятельности – это не просто формально введенные и рационально или механистически исполняемые институциональные положения. Это исторически выработанные ценности каждой группы. По классическому определению М. Рокича, «ценность – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Система ценностных ориентаций – устойчивая система убеждений о предпочтительных методах поведения или конечной цели существования» [цит. по: 26, с. 62]. И такие нормы-ценности – коллективные базовые представления – определяют поведение человека на подсознательном уровне [23], с минимально возможными трансакционными и трансформационными издержками.
Нормы культуры зародились в человеческом обществе много ранее института рынка. Исторически первой была экономика дара первобытных групп со своими институтами. В этой экономике член группы производит то, что ценно для других членов группы, и преподносит им в дар, вызывая ответные еще более ценные дары. Индивид, получивший дар, одновременно получает и невидимый моральный долг возврата более ценного дара. Принять дар – значит принять частицу природы и субстанции дарителя, нечто от его духовной сущности, от его души – сущность принятого дара обладает над вами религиозно-магической властью [27, 28]. В итоге обеспечивает и развитие группы, и развивается сам. И это происходит не столько по его индивидуальному желанию или расчету, сколько по объективной необходимости выживания и развития группы, что и обусловливает принципы и нормы поведения группы. В нормах группы и то, что индивид, нарушивший нормы, подвергается жестким санкциям (вплоть до заключения в рабство или изгнания из группы) [2, 27, 29, 30].
Собственник же приносит в дар обществу свое предприятие, также еще не зная ответного дара. Но подсознательно понимая, что чем ценнее (эффективнее) будет его предприятие, тем более ценные дары он получит от общества. И эта «невидимая рука», направляющая его, определяется исторически сформированным институтом предпринимательства. Положение собственника современного рыночного предприятия еще более сложно – наступил диктат потребителя. Известно, что ответных даров на всех не хватает: ответные дары получат только собственники наиболее эффективных предприятий, обеспечивающих наилучшее удовлетворение потребностей потребителей при меньших издержках. Это говорит о том, что собственнику невозможно просто открыть предприятие, персонал которого будет производить и реализовывать продукцию, а он будет только получать дивиденды. Быть собственником – это напряженный и постоянный труд обеспечения взаимовыгодного обмена с потребителем и другими заинтересованными сторонами, распределения направления внутренних ресурсов предприятия на производство соответствующей продукции. Постоянного выявления и повышения потребительских свойств продукции, постоянного выявления и снижения издержек. Без этого предприятию не выжить – естественный отбор. Причем поскольку один в поле не воин, его основная задача – формирование института, направленного на достижение его личных целей и целей предприятия, а не текущая деятельность, которую осуществляет наемный персонал в соответствии с заданными институтом правилами игры. Однако на результаты предприятия влияют не только личные качества собственников, но и ситуация в целом по стране. И собственники, исходя из того, какие по количеству ответные дары приносит им общество, либо закрывают свои предприятия, либо уходят в тень, либо начинают вести бизнес за границей – там, где ответные дары более надежны и высоки. И наоборот, если отдача возрастает, открывают новые предприятия, старые выходят из тени, возвращаются в Россию. Неформальный институт предпринимательства формирует у предпринимателей те ценности, которые наиболее удовлетворяют их потребностям. При этом формальный институт государства задает и контролирует формальные рамки, в которых должны действовать предприниматели.
Таким образом, невидимая рука Адама Смита – это исторически сложившийся институт предпринимателей. Это экономика дара между субъектами «предприниматель – общество». Рыночная экономика между предприятием и государством как представителем общества также возможна, но это только купля-продажа предприятий, но она достаточно редка. И приобретенное рыночное предприятие все равно будет функционировать на основе экономики дара. Аналогично возможна купля-продажа и между субъектами «предприниматель – предприниматель».