О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие. Институты как ценности

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.3. Институты как ценности

Необходимо отметить, что в любой малой группе нормы совместной деятельности – это не просто формально введенные и рационально или механистически исполняемые институциональные положения. Это исторически выработанные ценности каждой группы. По классическому определению М. Рокича, «ценность – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Система ценностных ориентаций – устойчивая система убеждений о предпочтительных методах поведения или конечной цели существования» [цит. по: 26, с. 62]. И такие нормы-ценности – коллективные базовые представления – определяют поведение человека на подсознательном уровне [23], с минимально возможными трансакционными и трансформационными издержками.

Нормы культуры зародились в человеческом обществе много ранее института рынка. Исторически первой была экономика дара первобытных групп со своими институтами. В этой экономике член группы производит то, что ценно для других членов группы, и преподносит им в дар, вызывая ответные еще более ценные дары. Индивид, получивший дар, одновременно получает и невидимый моральный долг возврата более ценного дара. Принять дар – значит принять частицу природы и субстанции дарителя, нечто от его духовной сущности, от его души – сущность принятого дара обладает над вами религиозно-магической властью [27, 28]. В итоге обеспечивает и развитие группы, и развивается сам. И это происходит не столько по его индивидуальному желанию или расчету, сколько по объективной необходимости выживания и развития группы, что и обусловливает принципы и нормы поведения группы. В нормах группы и то, что индивид, нарушивший нормы, подвергается жестким санкциям (вплоть до заключения в рабство или изгнания из группы) [2, 27, 29, 30].

Собственник же приносит в дар обществу свое предприятие, также еще не зная ответного дара. Но подсознательно понимая, что чем ценнее (эффективнее) будет его предприятие, тем более ценные дары он получит от общества. И эта «невидимая рука», направляющая его, определяется исторически сформированным институтом предпринимательства. Положение собственника современного рыночного предприятия еще более сложно – наступил диктат потребителя. Известно, что ответных даров на всех не хватает: ответные дары получат только собственники наиболее эффективных предприятий, обеспечивающих наилучшее удовлетворение потребностей потребителей при меньших издержках. Это говорит о том, что собственнику невозможно просто открыть предприятие, персонал которого будет производить и реализовывать продукцию, а он будет только получать дивиденды. Быть собственником – это напряженный и постоянный труд обеспечения взаимовыгодного обмена с потребителем и другими заинтересованными сторонами, распределения направления внутренних ресурсов предприятия на производство соответствующей продукции. Постоянного выявления и повышения потребительских свойств продукции, постоянного выявления и снижения издержек. Без этого предприятию не выжить – естественный отбор. Причем поскольку один в поле не воин, его основная задача – формирование института, направленного на достижение его личных целей и целей предприятия, а не текущая деятельность, которую осуществляет наемный персонал в соответствии с заданными институтом правилами игры. Однако на результаты предприятия влияют не только личные качества собственников, но и ситуация в целом по стране. И собственники, исходя из того, какие по количеству ответные дары приносит им общество, либо закрывают свои предприятия, либо уходят в тень, либо начинают вести бизнес за границей – там, где ответные дары более надежны и высоки. И наоборот, если отдача возрастает, открывают новые предприятия, старые выходят из тени, возвращаются в Россию. Неформальный институт предпринимательства формирует у предпринимателей те ценности, которые наиболее удовлетворяют их потребностям. При этом формальный институт государства задает и контролирует формальные рамки, в которых должны действовать предприниматели.

Таким образом, невидимая рука Адама Смита – это исторически сложившийся институт предпринимателей. Это экономика дара между субъектами «предприниматель – общество». Рыночная экономика между предприятием и государством как представителем общества также возможна, но это только купля-продажа предприятий, но она достаточно редка. И приобретенное рыночное предприятие все равно будет функционировать на основе экономики дара. Аналогично возможна купля-продажа и между субъектами «предприниматель – предприниматель».

1.2. Малая группа как субъект деятельности << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.4. Экономические отношения в малых группах

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

04.06.2020 20:03   Светлана   Статья: Жизненный цикл организации

Может ли жизненный цикл организации повлиять на изменение её организационной культуры?


04.06.2020 21:17   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Жизненный цикл организации

Дело в том, что, по большому счету, каждая стадия жизненного цикла организации - это определенное состояние ее культуры: действующих норм и принципов деятельности - института - правил игры (на каждой стадии они различны). Так что изменения стадий жизненного цикла организации является следствием изменения ее культуры.



Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020