О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие. Институты как ценности

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.3. Институты как ценности

Необходимо отметить, что в любой малой группе нормы совместной деятельности – это не просто формально введенные и рационально или механистически исполняемые институциональные положения. Это исторически выработанные ценности каждой группы. По классическому определению М. Рокича, «ценность – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Система ценностных ориентаций – устойчивая система убеждений о предпочтительных методах поведения или конечной цели существования» [цит. по: 26, с. 62]. И такие нормы-ценности – коллективные базовые представления – определяют поведение человека на подсознательном уровне [23], с минимально возможными трансакционными и трансформационными издержками.

Нормы культуры зародились в человеческом обществе много ранее института рынка. Исторически первой была экономика дара первобытных групп со своими институтами. В этой экономике член группы производит то, что ценно для других членов группы, и преподносит им в дар, вызывая ответные еще более ценные дары. Индивид, получивший дар, одновременно получает и невидимый моральный долг возврата более ценного дара. Принять дар – значит принять частицу природы и субстанции дарителя, нечто от его духовной сущности, от его души – сущность принятого дара обладает над вами религиозно-магической властью [27, 28]. В итоге обеспечивает и развитие группы, и развивается сам. И это происходит не столько по его индивидуальному желанию или расчету, сколько по объективной необходимости выживания и развития группы, что и обусловливает принципы и нормы поведения группы. В нормах группы и то, что индивид, нарушивший нормы, подвергается жестким санкциям (вплоть до заключения в рабство или изгнания из группы) [2, 27, 29, 30].

Собственник же приносит в дар обществу свое предприятие, также еще не зная ответного дара. Но подсознательно понимая, что чем ценнее (эффективнее) будет его предприятие, тем более ценные дары он получит от общества. И эта «невидимая рука», направляющая его, определяется исторически сформированным институтом предпринимательства. Положение собственника современного рыночного предприятия еще более сложно – наступил диктат потребителя. Известно, что ответных даров на всех не хватает: ответные дары получат только собственники наиболее эффективных предприятий, обеспечивающих наилучшее удовлетворение потребностей потребителей при меньших издержках. Это говорит о том, что собственнику невозможно просто открыть предприятие, персонал которого будет производить и реализовывать продукцию, а он будет только получать дивиденды. Быть собственником – это напряженный и постоянный труд обеспечения взаимовыгодного обмена с потребителем и другими заинтересованными сторонами, распределения направления внутренних ресурсов предприятия на производство соответствующей продукции. Постоянного выявления и повышения потребительских свойств продукции, постоянного выявления и снижения издержек. Без этого предприятию не выжить – естественный отбор. Причем поскольку один в поле не воин, его основная задача – формирование института, направленного на достижение его личных целей и целей предприятия, а не текущая деятельность, которую осуществляет наемный персонал в соответствии с заданными институтом правилами игры. Однако на результаты предприятия влияют не только личные качества собственников, но и ситуация в целом по стране. И собственники, исходя из того, какие по количеству ответные дары приносит им общество, либо закрывают свои предприятия, либо уходят в тень, либо начинают вести бизнес за границей – там, где ответные дары более надежны и высоки. И наоборот, если отдача возрастает, открывают новые предприятия, старые выходят из тени, возвращаются в Россию. Неформальный институт предпринимательства формирует у предпринимателей те ценности, которые наиболее удовлетворяют их потребностям. При этом формальный институт государства задает и контролирует формальные рамки, в которых должны действовать предприниматели.

Таким образом, невидимая рука Адама Смита – это исторически сложившийся институт предпринимателей. Это экономика дара между субъектами «предприниматель – общество». Рыночная экономика между предприятием и государством как представителем общества также возможна, но это только купля-продажа предприятий, но она достаточно редка. И приобретенное рыночное предприятие все равно будет функционировать на основе экономики дара. Аналогично возможна купля-продажа и между субъектами «предприниматель – предприниматель».

1.2. Малая группа как субъект деятельности << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.4. Экономические отношения в малых группах

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт"

25.12.2020 17:43  Татьяна

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

25.12.2020 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия - это обеспечение интересов и целей персонала направленных на достижение целей предприятия. Все остальное приложится.

08.03.2021 16:11  Василий

Что входит в состав стратегических задач развития организации в условиях рыночной экономики?

08.03.2021 18:48  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Задачи, которые может решать рыночная организация зависят от ее текущего положения. В зависимости от положения - это выживание, развитие, занятие передовых рыночных позиций. Самое главное - ставящиеся задачи должны соответствовать имеющимся средствам, мотивам деятельности персонала.

08.04.2021 18:17  Евгения

Какие рыночные факторы стимулируют организация на применение инструментов стратегического менеджмента?

08.04.2021 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основной рыночный фактор стимулирующий применение стратегического менеджмента - это существенная неопределенность рыночной ситуации, тем большая, чем дальше анализируемый период времени. Четкие конкретные цели и планы возможны только на малых временных горизонтах - тактика. На больших временных горизонтах можно ставить только ориентировочные планы, которые, со временем, должны корректироваться в зависимости от результатов достижения тактических целей - стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности
Скачать статью (60)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Скачать статью (118)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

26.07.2021 Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности Деп. в ВИНИТИ РАН 26.07.2021, № 43-В2021
Вопросы механизмов деятельности и управления предприятием, эффективности деятельности, рассматривались классиками с самого зарождения капитализма, а в научном ... далее

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021