ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Рыночное предприятие. Экономические отношения в малых группах

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.4. Экономические отношения в малых группах

Каждый человек – это существо социальное, осуществляющее жизнедеятельность в социальной среде: в целом ряде малых и больших групп, членами которых он является, с членами которых взаимодействует. Во-первых, это семья (чем ближе родство, тем значительнее взаимодействие), нация, сам человеческий род. Во-вторых, это производственная малая группа, в которой производственные отношения выступают в «непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [10, с. 191], далее коллективы структурных подразделений, коллектив самого предприятия. В-третьих, различные группы по интересам (в первую очередь близких друзей). В-четвертых, группы соседей по дому, жителей района, города, страны, всей планеты. И у человека со всеми отмеченными группами есть общие интересы, которые и объединяют людей в этих группах, определяют и эмоциональные контакты, и обмены материальными и нематериальными ценностями. Собственно, как уже отмечалось, человек и развивается за счет взаимовыгодного обмена. Причем потребность человека не только в получении этих ценностей в личное пользование, но и в общественное. Например, ближняя инфраструктура, транспорт, театры и музеи, сады и парки и самые различные другие. В получении все более и более комфортной среды обитания. И этот взаимовыгодный обмен осуществляется рыночной экономикой и экономикой дара. Рыночная экономика – это обмен ценностями, взаимная выгода которого определяется явным расчетом сторон. Экономика дара не поддается расчетам – ответный дар заранее не определен. Принципов экономики дара три: принятие дара обязательно8, ответный дар обязателен, ответный дар должен быть больше принятого. А обязательность и превышение ответного дара принятому определяются исторически сформированными нормами группы, в которую входят стороны, контролируются группой постфактум. При этом дары совмещают две функции. Это и экономическое развитие группы (ответный дар должен превосходить исходный), и социальное сплочение группы: «путем дарения создаются духовные взаимоотношения» [31, с. 46]. «Намерения их [даров] носят прежде всего моральную окраску, подарки должны породить дружеские чувства между обоими участниками действия. И если бы эта операция не привела к такому результату, вся она потеряла бы смысл» [цит. по: 27, с. 122–113]. «Дар, в отличие от товара, является способом поддержания социальных отношений» [32, с. 17]. Отношения в группе – это и производственные отношения, связанные с выживанием и развитием группы, и социальные отношения, объединяющие группу в единый социальный организм. И внутри естественной группы они зачастую неразличимы. В искусственных же группах зачастую доминируют не интересы предприятия (даже не групповые интересы), а эгоистичные личные интересы.

Отметим еще один аспект развития группы. Изначально естественные группы производили продукты, удовлетворяющие внутренние потребности самой группы. Затем, с развитием группы, стал появляться избыточный продукт и возник обмен с внутренней социальной средой – с другими группами. А уже в дальнейшем стали возникать и группы, производящие только избыточный продукт, существование и развитие которых стало возможным в основном только за счет рыночного обмена с внешней средой. Эти группы образуются как естественные, но результаты их деятельности непосредственно не обеспечивают удовлетворение потребностей группы – только через внешний рынок. При этом можно заметить, что при рыночном обмене ценность не производится, а при обмене дарами ценность постоянно возрастает9. Другими словами, рост экономики связан не с рыночной экономикой, а с экономикой дара. И возрастает она за счет «невидимой руки»: института, адаптирующего человека к возрастающим ответным дарам.
_______________________

8 Никто в малой группе не может существовать вне обмена дарами.

9 Ответный дар в первобытных группах превышает исходный на 30–100% в год [27].

1.3. Институты как ценности << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.5. Внутренняя социальная среда и внутренние отношения предприятия

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024