О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие. Экономические отношения в малых группах

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.4. Экономические отношения в малых группах

Каждый человек – это существо социальное, осуществляющее жизнедеятельность в социальной среде: в целом ряде малых и больших групп, членами которых он является, с членами которых взаимодействует. Во-первых, это семья (чем ближе родство, тем значительнее взаимодействие), нация, сам человеческий род. Во-вторых, это производственная малая группа, в которой производственные отношения выступают в «непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [10, с. 191], далее коллективы структурных подразделений, коллектив самого предприятия. В-третьих, различные группы по интересам (в первую очередь близких друзей). В-четвертых, группы соседей по дому, жителей района, города, страны, всей планеты. И у человека со всеми отмеченными группами есть общие интересы, которые и объединяют людей в этих группах, определяют и эмоциональные контакты, и обмены материальными и нематериальными ценностями. Собственно, как уже отмечалось, человек и развивается за счет взаимовыгодного обмена. Причем потребность человека не только в получении этих ценностей в личное пользование, но и в общественное. Например, ближняя инфраструктура, транспорт, театры и музеи, сады и парки и самые различные другие. В получении все более и более комфортной среды обитания. И этот взаимовыгодный обмен осуществляется рыночной экономикой и экономикой дара. Рыночная экономика – это обмен ценностями, взаимная выгода которого определяется явным расчетом сторон. Экономика дара не поддается расчетам – ответный дар заранее не определен. Принципов экономики дара три: принятие дара обязательно8, ответный дар обязателен, ответный дар должен быть больше принятого. А обязательность и превышение ответного дара принятому определяются исторически сформированными нормами группы, в которую входят стороны, контролируются группой постфактум. При этом дары совмещают две функции. Это и экономическое развитие группы (ответный дар должен превосходить исходный), и социальное сплочение группы: «путем дарения создаются духовные взаимоотношения» [31, с. 46]. «Намерения их [даров] носят прежде всего моральную окраску, подарки должны породить дружеские чувства между обоими участниками действия. И если бы эта операция не привела к такому результату, вся она потеряла бы смысл» [цит. по: 27, с. 122–113]. «Дар, в отличие от товара, является способом поддержания социальных отношений» [32, с. 17]. Отношения в группе – это и производственные отношения, связанные с выживанием и развитием группы, и социальные отношения, объединяющие группу в единый социальный организм. И внутри естественной группы они зачастую неразличимы. В искусственных же группах зачастую доминируют не интересы предприятия (даже не групповые интересы), а эгоистичные личные интересы.

Отметим еще один аспект развития группы. Изначально естественные группы производили продукты, удовлетворяющие внутренние потребности самой группы. Затем, с развитием группы, стал появляться избыточный продукт и возник обмен с внутренней социальной средой – с другими группами. А уже в дальнейшем стали возникать и группы, производящие только избыточный продукт, существование и развитие которых стало возможным в основном только за счет рыночного обмена с внешней средой. Эти группы образуются как естественные, но результаты их деятельности непосредственно не обеспечивают удовлетворение потребностей группы – только через внешний рынок. При этом можно заметить, что при рыночном обмене ценность не производится, а при обмене дарами ценность постоянно возрастает9. Другими словами, рост экономики связан не с рыночной экономикой, а с экономикой дара. И возрастает она за счет «невидимой руки»: института, адаптирующего человека к возрастающим ответным дарам.
_______________________

8 Никто в малой группе не может существовать вне обмена дарами.

9 Ответный дар в первобытных группах превышает исходный на 30–100% в год [27].

1.3. Институты как ценности << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.5. Внутренняя социальная среда и внутренние отношения предприятия

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт"

25.12.2020 17:43  Татьяна

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

25.12.2020 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия - это обеспечение интересов и целей персонала направленных на достижение целей предприятия. Все остальное приложится.

08.03.2021 16:11  Василий

Что входит в состав стратегических задач развития организации в условиях рыночной экономики?

08.03.2021 18:48  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Задачи, которые может решать рыночная организация зависят от ее текущего положения. В зависимости от положения - это выживание, развитие, занятие передовых рыночных позиций. Самое главное - ставящиеся задачи должны соответствовать имеющимся средствам, мотивам деятельности персонала.

08.04.2021 18:17  Евгения

Какие рыночные факторы стимулируют организация на применение инструментов стратегического менеджмента?

08.04.2021 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основной рыночный фактор стимулирующий применение стратегического менеджмента - это существенная неопределенность рыночной ситуации, тем большая, чем дальше анализируемый период времени. Четкие конкретные цели и планы возможны только на малых временных горизонтах - тактика. На больших временных горизонтах можно ставить только ориентировочные планы, которые, со временем, должны корректироваться в зависимости от результатов достижения тактических целей - стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Четыре системы управления предприятием и повышение их эффективности
Скачать статью (38)                 Читать статью
Концептуальные основы механизма предприятия и его эффективности
Скачать статью (106)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов
Скачать статью (147)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.10.2021 Формирование требуемого института предприятия, культуры
Формирование требуемого института предприятия, культуры — это единственная, действительно важная проблема руководителя. Если она разрешена, других проблем у ... далее

17.10.2021 Анализ, оптимизация и управление бизнес-процессами
Основная проблема при анализе, оптимизации и управлении бизнес-процессами заключается не в том, чтобы разработать наиболее эффективную для предприятия систему ... далее

17.10.2021 Комплексное повышение эффективности действующего предприятия
Повышение эффективности — это всегда комплексный вопрос, и решить его можно только комплексно и опираясь на сложившуюся культуру предприятия ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021