О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие. Экономические отношения в малых группах

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.4. Экономические отношения в малых группах

Каждый человек – это существо социальное, осуществляющее жизнедеятельность в социальной среде: в целом ряде малых и больших групп, членами которых он является, с членами которых взаимодействует. Во-первых, это семья (чем ближе родство, тем значительнее взаимодействие), нация, сам человеческий род. Во-вторых, это производственная малая группа, в которой производственные отношения выступают в «непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [10, с. 191], далее коллективы структурных подразделений, коллектив самого предприятия. В-третьих, различные группы по интересам (в первую очередь близких друзей). В-четвертых, группы соседей по дому, жителей района, города, страны, всей планеты. И у человека со всеми отмеченными группами есть общие интересы, которые и объединяют людей в этих группах, определяют и эмоциональные контакты, и обмены материальными и нематериальными ценностями. Собственно, как уже отмечалось, человек и развивается за счет взаимовыгодного обмена. Причем потребность человека не только в получении этих ценностей в личное пользование, но и в общественное. Например, ближняя инфраструктура, транспорт, театры и музеи, сады и парки и самые различные другие. В получении все более и более комфортной среды обитания. И этот взаимовыгодный обмен осуществляется рыночной экономикой и экономикой дара. Рыночная экономика – это обмен ценностями, взаимная выгода которого определяется явным расчетом сторон. Экономика дара не поддается расчетам – ответный дар заранее не определен. Принципов экономики дара три: принятие дара обязательно8, ответный дар обязателен, ответный дар должен быть больше принятого. А обязательность и превышение ответного дара принятому определяются исторически сформированными нормами группы, в которую входят стороны, контролируются группой постфактум. При этом дары совмещают две функции. Это и экономическое развитие группы (ответный дар должен превосходить исходный), и социальное сплочение группы: «путем дарения создаются духовные взаимоотношения» [31, с. 46]. «Намерения их [даров] носят прежде всего моральную окраску, подарки должны породить дружеские чувства между обоими участниками действия. И если бы эта операция не привела к такому результату, вся она потеряла бы смысл» [цит. по: 27, с. 122–113]. «Дар, в отличие от товара, является способом поддержания социальных отношений» [32, с. 17]. Отношения в группе – это и производственные отношения, связанные с выживанием и развитием группы, и социальные отношения, объединяющие группу в единый социальный организм. И внутри естественной группы они зачастую неразличимы. В искусственных же группах зачастую доминируют не интересы предприятия (даже не групповые интересы), а эгоистичные личные интересы.

Отметим еще один аспект развития группы. Изначально естественные группы производили продукты, удовлетворяющие внутренние потребности самой группы. Затем, с развитием группы, стал появляться избыточный продукт и возник обмен с внутренней социальной средой – с другими группами. А уже в дальнейшем стали возникать и группы, производящие только избыточный продукт, существование и развитие которых стало возможным в основном только за счет рыночного обмена с внешней средой. Эти группы образуются как естественные, но результаты их деятельности непосредственно не обеспечивают удовлетворение потребностей группы – только через внешний рынок. При этом можно заметить, что при рыночном обмене ценность не производится, а при обмене дарами ценность постоянно возрастает9. Другими словами, рост экономики связан не с рыночной экономикой, а с экономикой дара. И возрастает она за счет «невидимой руки»: института, адаптирующего человека к возрастающим ответным дарам.
_______________________

8 Никто в малой группе не может существовать вне обмена дарами.

9 Ответный дар в первобытных группах превышает исходный на 30–100% в год [27].

1.3. Институты как ценности << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.5. Внутренняя социальная среда и внутренние отношения предприятия

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт"

25.12.2020 17:43  Татьяна

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

25.12.2020 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия - это обеспечение интересов и целей персонала направленных на достижение целей предприятия. Все остальное приложится.

08.03.2021 16:11  Василий

Что входит в состав стратегических задач развития организации в условиях рыночной экономики?

08.03.2021 18:48  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Задачи, которые может решать рыночная организация зависят от ее текущего положения. В зависимости от положения - это выживание, развитие, занятие передовых рыночных позиций. Самое главное - ставящиеся задачи должны соответствовать имеющимся средствам, мотивам деятельности персонала.

08.04.2021 18:17  Евгения

Какие рыночные факторы стимулируют организация на применение инструментов стратегического менеджмента?

08.04.2021 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основной рыночный фактор стимулирующий применение стратегического менеджмента - это существенная неопределенность рыночной ситуации, тем большая, чем дальше анализируемый период времени. Четкие конкретные цели и планы возможны только на малых временных горизонтах - тактика. На больших временных горизонтах можно ставить только ориентировочные планы, которые, со временем, должны корректироваться в зависимости от результатов достижения тактических целей - стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (47)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (224)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (182)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021