О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие. Экономические отношения в малых группах

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.4. Экономические отношения в малых группах

Каждый человек – это существо социальное, осуществляющее жизнедеятельность в социальной среде: в целом ряде малых и больших групп, членами которых он является, с членами которых взаимодействует. Во-первых, это семья (чем ближе родство, тем значительнее взаимодействие), нация, сам человеческий род. Во-вторых, это производственная малая группа, в которой производственные отношения выступают в «непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [10, с. 191], далее коллективы структурных подразделений, коллектив самого предприятия. В-третьих, различные группы по интересам (в первую очередь близких друзей). В-четвертых, группы соседей по дому, жителей района, города, страны, всей планеты. И у человека со всеми отмеченными группами есть общие интересы, которые и объединяют людей в этих группах, определяют и эмоциональные контакты, и обмены материальными и нематериальными ценностями. Собственно, как уже отмечалось, человек и развивается за счет взаимовыгодного обмена. Причем потребность человека не только в получении этих ценностей в личное пользование, но и в общественное. Например, ближняя инфраструктура, транспорт, театры и музеи, сады и парки и самые различные другие. В получении все более и более комфортной среды обитания. И этот взаимовыгодный обмен осуществляется рыночной экономикой и экономикой дара. Рыночная экономика – это обмен ценностями, взаимная выгода которого определяется явным расчетом сторон. Экономика дара не поддается расчетам – ответный дар заранее не определен. Принципов экономики дара три: принятие дара обязательно8, ответный дар обязателен, ответный дар должен быть больше принятого. А обязательность и превышение ответного дара принятому определяются исторически сформированными нормами группы, в которую входят стороны, контролируются группой постфактум. При этом дары совмещают две функции. Это и экономическое развитие группы (ответный дар должен превосходить исходный), и социальное сплочение группы: «путем дарения создаются духовные взаимоотношения» [31, с. 46]. «Намерения их [даров] носят прежде всего моральную окраску, подарки должны породить дружеские чувства между обоими участниками действия. И если бы эта операция не привела к такому результату, вся она потеряла бы смысл» [цит. по: 27, с. 122–113]. «Дар, в отличие от товара, является способом поддержания социальных отношений» [32, с. 17]. Отношения в группе – это и производственные отношения, связанные с выживанием и развитием группы, и социальные отношения, объединяющие группу в единый социальный организм. И внутри естественной группы они зачастую неразличимы. В искусственных же группах зачастую доминируют не интересы предприятия (даже не групповые интересы), а эгоистичные личные интересы.

Отметим еще один аспект развития группы. Изначально естественные группы производили продукты, удовлетворяющие внутренние потребности самой группы. Затем, с развитием группы, стал появляться избыточный продукт и возник обмен с внутренней социальной средой – с другими группами. А уже в дальнейшем стали возникать и группы, производящие только избыточный продукт, существование и развитие которых стало возможным в основном только за счет рыночного обмена с внешней средой. Эти группы образуются как естественные, но результаты их деятельности непосредственно не обеспечивают удовлетворение потребностей группы – только через внешний рынок. При этом можно заметить, что при рыночном обмене ценность не производится, а при обмене дарами ценность постоянно возрастает9. Другими словами, рост экономики связан не с рыночной экономикой, а с экономикой дара. И возрастает она за счет «невидимой руки»: института, адаптирующего человека к возрастающим ответным дарам.
_______________________

8 Никто в малой группе не может существовать вне обмена дарами.

9 Ответный дар в первобытных группах превышает исходный на 30–100% в год [27].

1.3. Институты как ценности << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.5. Внутренняя социальная среда и внутренние отношения предприятия

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

04.10.2020 17:39   Владислав К.   Статья: Модели систем управления организацией

А в чем специфика социальной модели управления?


04.10.2020 20:18   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Модели систем управления организацией

Специфика социальной модели управления в том, что ни человеком, ни тем более социальной организацией "управлять" невозможно. Можно только создать такие социальные отношения, такую организацию деятельности и такой институт ("правила игры" - Дуглас Норт), при которых цели коллектива в большей или меньшей степени ориентированы на достижение целей предприятия. И координировать достижение этих целей.



Наши новые статьи

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020