О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие. Внутренняя социальная среда

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.5. Внутренняя социальная среда

Любое предприятие – это социальная система, и «в условиях рыночных отношений предприятие является самоорганизующимся и самовоспроизводящимся социально-производственным организмом, автономным центром производственных, хозяйственных и социальных решений» [11, с. 2]. Это «относительно устойчивая социальная целостность, проявляющая разумное поведение, подобно живому организму» [9, с. 7]. Причем предприятие как социальная целостность, имеющая разум, обладает и самостоятельностью: оно уже не подчиняется своему учредителю – собственнику и развивается достаточно автономно. Не подчиняется даже руководителю предприятия (который является лишь частью коллективного разума), точнее, подчиняется только в принятых социальной целостностью рамках. Ни один руководитель не может принимать решений без оглядки на коллектив – он должен быть уверен в том, что его решение будет выполнено, что он сможет обеспечить это. С другой стороны, если такая целостность еще не будет сформирована, обеспечить эффективную деятельность предприятия практически невозможно [3].

В отличие от человека, предприятие имеет не только внешнюю среду, с которой оно производит внешний обмен10, но и внутреннюю – производит обмен с персоналом, который и производит продукцию для внешнего обмена. Чем более ценную для потребителя (с потребительскими свойствами лучше конкурентов) и самого предприятия (с издержками меньшими, чем у конкурентов) продукцию производит персонал, тем более выгоден обмен предприятия с внешним потребителем. А потребительские свойства и издержки во многом определяются тем, насколько сформированные на предприятии рамки институциональных норм и принципов деятельности персонала будут направлены на долгосрочный взаимовыгодный обмен с потребителем предприятия. На долгосрочный результат всего предприятия, а не на сиюминутные личные результаты входящих в предприятие индивидов.

Проблема предприятия в том, что если на рынке стороны обладают относительно полной информацией об обмениваемых продуктах (если нет преднамеренного сокрытия или искажения), то внутри предприятия стороны никогда не могут обладать полнотой информации – руководитель принципиально не может обладать всей информацией, которую имеют все его подчиненные, а подчиненные принципиально не могут обладать всей информацией по внешним вопросам группы, которой обладает руководитель. Внутри предприятии всегда имеется «асимметрия информации» [33, с. 490]. А это приводит к тому, что контроль затруднен и стороны обладают так называемыми остаточными правами контроля активов. Как отмечали Сэнфорд Гроссман и Оливер Харт, владелец актива имеет остаточные права контроля этого актива, то есть право контролировать все аспекты актива, которые не были явно переданы по контракту [34]. Позднее Оливер Харт писал: «Фактически в этой работе право собственности на актив мы отождествляем с обладанием остаточными правами контроля над этим активом, то есть с правом использовать актив любым способом, коль скоро это не связано с конкретными правами, отказ от которых предусмотрен первоначальным контрактом» [35]. Другими словами, остаточные права контроля вверенных ему активов11 член группы рассматривает как свою собственность и использует по своему усмотрению: или в своих личных интересах (при этом нанося ущерб общей цели), или в интересах достижения общей цели. «Каждый экономический агент может инвестировать свои средства и время в производство либо в деятельность по присвоению ренты12. Его выбор зависит от относительной эффективности этих двух вариантов. Если присвоение ренты более выгодно, то агенты выбирают этот вид деятельности и может возникнуть институциональная ловушка [lock-in effect]» [36, с. 10]. Норма присвоения остаточных прав контроля активов предприятия персоналом может стать институциональной нормой и приводить не просто к снижению эффективности предприятия, а даже к его необратимой деградации. Именно необратимость этого процесса при институционализации непроизводительных деструктивных норм и обозначена термином «ловушка». Гаррет Хардин в 1986 году использовал для этого термин «трагедия общин» [30, с. 23].

Таким образом, возникает проблема агентских отношений. Оливер Харт и Бенгт Хольмстрём, лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года, так раскрыли эту проблему в своем нобелевском труде «Теория контракта»: «Классическая контрактная задача имеет следующую структуру. Принципал нанимает агента для совершения определенных действий от имени принципала. Однако принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может предпринимать действия, которые увеличивают его собственный выигрыш, но уменьшают общий профицит отношений» [6, с. 1]. Агент может присваивать остаточные права контроля вверенных ему активов. Соответственно, для решения проблемы необходимо создать такую организацию деятельности персонала, чтобы у агента был мотив использовать свои остаточные права в интересах предприятия13. В целом же возможны различные виды организаций: «Реализация человеческих потребностей происходит посредством различных типов коллективной деятельности, в результате чего образуются существенно различающиеся типы общественного бытия людей. Водоразделом между этими типами являются мотивация14, целеполагание, специфические для каждого данного типа деятельности» [37, с. 175]. В первую очередь – в базовых элементах предприятия – малых группах.
________________________

10 Требуется отметить, что для предприятия внешними сторонами являются и собственник, и потребители продукции предприятия, и поставщики необходимых товаров и услуг, и государственные органы, и общество в целом. И предприятию необходим взаимовыгодный обмен со всеми заинтересованными сторонами.

11 А это не только материальные и финансовые активы, это и рабочее время, и интеллектуальные активы.

12 Здесь понятие «рента» «используется в расширительном смысле для обозначения поведения, связанного с нарушением действующих или, напротив, созданием дополнительных институциональных ограничений для извлечения дополнительных доходов» [36, с. 10].

13 Необходимо отметить, что «Научный менеджмент» Фредерика Тейлора заключается в том, чтобы минимизировать остаточные права работников за счет четкого нормирования работ и их соответствующей оплаты [17]. Но это возможно только при повторяющейся формализуемой деятельности.

14 Мотив – предмет удовлетворения потребности человека, и человек должен иметь права собственности на этот предмет, иначе никакого мотива у человека просто не будет. Так что «мотивация» предполагает определение «прав собственности».

1.4. Экономические отношения в малых группах << СОДЕРЖАНИЕ >> 2. Естественные малые группы. Основная проблема их деятельности и ее разрешение

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт"

25.12.2020 17:43  Татьяна

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

25.12.2020 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия - это обеспечение интересов и целей персонала направленных на достижение целей предприятия. Все остальное приложится.

08.03.2021 16:11  Василий

Что входит в состав стратегических задач развития организации в условиях рыночной экономики?

08.03.2021 18:48  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Задачи, которые может решать рыночная организация зависят от ее текущего положения. В зависимости от положения - это выживание, развитие, занятие передовых рыночных позиций. Самое главное - ставящиеся задачи должны соответствовать имеющимся средствам, мотивам деятельности персонала.

08.04.2021 18:17  Евгения

Какие рыночные факторы стимулируют организация на применение инструментов стратегического менеджмента?

08.04.2021 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основной рыночный фактор стимулирующий применение стратегического менеджмента - это существенная неопределенность рыночной ситуации, тем большая, чем дальше анализируемый период времени. Четкие конкретные цели и планы возможны только на малых временных горизонтах - тактика. На больших временных горизонтах можно ставить только ориентировочные планы, которые, со временем, должны корректироваться в зависимости от результатов достижения тактических целей - стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (47)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (224)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (182)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021