О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.04.2020

Рыночное предприятие. Внутренняя социальная среда

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.

1.5. Внутренняя социальная среда

Любое предприятие – это социальная система, и «в условиях рыночных отношений предприятие является самоорганизующимся и самовоспроизводящимся социально-производственным организмом, автономным центром производственных, хозяйственных и социальных решений» [11, с. 2]. Это «относительно устойчивая социальная целостность, проявляющая разумное поведение, подобно живому организму» [9, с. 7]. Причем предприятие как социальная целостность, имеющая разум, обладает и самостоятельностью: оно уже не подчиняется своему учредителю – собственнику и развивается достаточно автономно. Не подчиняется даже руководителю предприятия (который является лишь частью коллективного разума), точнее, подчиняется только в принятых социальной целостностью рамках. Ни один руководитель не может принимать решений без оглядки на коллектив – он должен быть уверен в том, что его решение будет выполнено, что он сможет обеспечить это. С другой стороны, если такая целостность еще не будет сформирована, обеспечить эффективную деятельность предприятия практически невозможно [3].

В отличие от человека, предприятие имеет не только внешнюю среду, с которой оно производит внешний обмен10, но и внутреннюю – производит обмен с персоналом, который и производит продукцию для внешнего обмена. Чем более ценную для потребителя (с потребительскими свойствами лучше конкурентов) и самого предприятия (с издержками меньшими, чем у конкурентов) продукцию производит персонал, тем более выгоден обмен предприятия с внешним потребителем. А потребительские свойства и издержки во многом определяются тем, насколько сформированные на предприятии рамки институциональных норм и принципов деятельности персонала будут направлены на долгосрочный взаимовыгодный обмен с потребителем предприятия. На долгосрочный результат всего предприятия, а не на сиюминутные личные результаты входящих в предприятие индивидов.

Проблема предприятия в том, что если на рынке стороны обладают относительно полной информацией об обмениваемых продуктах (если нет преднамеренного сокрытия или искажения), то внутри предприятия стороны никогда не могут обладать полнотой информации – руководитель принципиально не может обладать всей информацией, которую имеют все его подчиненные, а подчиненные принципиально не могут обладать всей информацией по внешним вопросам группы, которой обладает руководитель. Внутри предприятии всегда имеется «асимметрия информации» [33, с. 490]. А это приводит к тому, что контроль затруднен и стороны обладают так называемыми остаточными правами контроля активов. Как отмечали Сэнфорд Гроссман и Оливер Харт, владелец актива имеет остаточные права контроля этого актива, то есть право контролировать все аспекты актива, которые не были явно переданы по контракту [34]. Позднее Оливер Харт писал: «Фактически в этой работе право собственности на актив мы отождествляем с обладанием остаточными правами контроля над этим активом, то есть с правом использовать актив любым способом, коль скоро это не связано с конкретными правами, отказ от которых предусмотрен первоначальным контрактом» [35]. Другими словами, остаточные права контроля вверенных ему активов11 член группы рассматривает как свою собственность и использует по своему усмотрению: или в своих личных интересах (при этом нанося ущерб общей цели), или в интересах достижения общей цели. «Каждый экономический агент может инвестировать свои средства и время в производство либо в деятельность по присвоению ренты12. Его выбор зависит от относительной эффективности этих двух вариантов. Если присвоение ренты более выгодно, то агенты выбирают этот вид деятельности и может возникнуть институциональная ловушка [lock-in effect]» [36, с. 10]. Норма присвоения остаточных прав контроля активов предприятия персоналом может стать институциональной нормой и приводить не просто к снижению эффективности предприятия, а даже к его необратимой деградации. Именно необратимость этого процесса при институционализации непроизводительных деструктивных норм и обозначена термином «ловушка». Гаррет Хардин в 1986 году использовал для этого термин «трагедия общин» [30, с. 23].

Таким образом, возникает проблема агентских отношений. Оливер Харт и Бенгт Хольмстрём, лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года, так раскрыли эту проблему в своем нобелевском труде «Теория контракта»: «Классическая контрактная задача имеет следующую структуру. Принципал нанимает агента для совершения определенных действий от имени принципала. Однако принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может предпринимать действия, которые увеличивают его собственный выигрыш, но уменьшают общий профицит отношений» [6, с. 1]. Агент может присваивать остаточные права контроля вверенных ему активов. Соответственно, для решения проблемы необходимо создать такую организацию деятельности персонала, чтобы у агента был мотив использовать свои остаточные права в интересах предприятия13. В целом же возможны различные виды организаций: «Реализация человеческих потребностей происходит посредством различных типов коллективной деятельности, в результате чего образуются существенно различающиеся типы общественного бытия людей. Водоразделом между этими типами являются мотивация14, целеполагание, специфические для каждого данного типа деятельности» [37, с. 175]. В первую очередь – в базовых элементах предприятия – малых группах.
________________________

10 Требуется отметить, что для предприятия внешними сторонами являются и собственник, и потребители продукции предприятия, и поставщики необходимых товаров и услуг, и государственные органы, и общество в целом. И предприятию необходим взаимовыгодный обмен со всеми заинтересованными сторонами.

11 А это не только материальные и финансовые активы, это и рабочее время, и интеллектуальные активы.

12 Здесь понятие «рента» «используется в расширительном смысле для обозначения поведения, связанного с нарушением действующих или, напротив, созданием дополнительных институциональных ограничений для извлечения дополнительных доходов» [36, с. 10].

13 Необходимо отметить, что «Научный менеджмент» Фредерика Тейлора заключается в том, чтобы минимизировать остаточные права работников за счет четкого нормирования работ и их соответствующей оплаты [17]. Но это возможно только при повторяющейся формализуемой деятельности.

14 Мотив – предмет удовлетворения потребности человека, и человек должен иметь права собственности на этот предмет, иначе никакого мотива у человека просто не будет. Так что «мотивация» предполагает определение «прав собственности».

1.4. Экономические отношения в малых группах << СОДЕРЖАНИЕ >> 2. Естественные малые группы. Основная проблема их деятельности и ее разрешение

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт"

25.12.2020 17:43  Татьяна

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

25.12.2020 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия - это обеспечение интересов и целей персонала направленных на достижение целей предприятия. Все остальное приложится.

08.03.2021 16:11  Василий

Что входит в состав стратегических задач развития организации в условиях рыночной экономики?

08.03.2021 18:48  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Задачи, которые может решать рыночная организация зависят от ее текущего положения. В зависимости от положения - это выживание, развитие, занятие передовых рыночных позиций. Самое главное - ставящиеся задачи должны соответствовать имеющимся средствам, мотивам деятельности персонала.

08.04.2021 18:17  Евгения

Какие рыночные факторы стимулируют организация на применение инструментов стратегического менеджмента?

08.04.2021 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основной рыночный фактор стимулирующий применение стратегического менеджмента - это существенная неопределенность рыночной ситуации, тем большая, чем дальше анализируемый период времени. Четкие конкретные цели и планы возможны только на малых временных горизонтах - тактика. На больших временных горизонтах можно ставить только ориентировочные планы, которые, со временем, должны корректироваться в зависимости от результатов достижения тактических целей - стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Четыре системы управления предприятием и повышение их эффективности
Скачать статью (38)                 Читать статью
Концептуальные основы механизма предприятия и его эффективности
Скачать статью (105)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов
Скачать статью (147)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.10.2021 Формирование требуемого института предприятия, культуры
Формирование требуемого института предприятия, культуры — это единственная, действительно важная проблема руководителя. Если она разрешена, других проблем у ... далее

17.10.2021 Анализ, оптимизация и управление бизнес-процессами
Основная проблема при анализе, оптимизации и управлении бизнес-процессами заключается не в том, чтобы разработать наиболее эффективную для предприятия систему ... далее

17.10.2021 Комплексное повышение эффективности действующего предприятия
Повышение эффективности — это всегда комплексный вопрос, и решить его можно только комплексно и опираясь на сложившуюся культуру предприятия ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021