Двенадцать принципов эффективности. 11-12. Одинадцатый и двенадцатый принципы
11. Одиннадцатый принцип - от консультаций к консалтинговому проекту
Одиннадцатый принцип - создание, при проведении изменений в организации, рабочей группы из руководителей организации и внешних консультантов под руководством первого лица организации.
Эмерсона говорит, что «Целесообразно и выгодно привлекать к постоянному совершенствованию системы управления специалистов в этой области - социологов, психологов, конфликтологов и пр.». За истекшее столетие этот принцип, со значительным развитием наук управления и смежных наук, стал еще более актуальным, поскольку руководители организаций уже просто не могут в достаточном объеме владеть всеми смежными науками, всеми необходимыми вопросами (что непосредственно видно из выше указанных принципов). Консультирование в настоящее время это не только и не просто консультации по отдельным вопросам, чаще всего это уже комплексные консалтинговые проекты [34], когда для решения проблем организации организуется совместная с консультантами рабочая группа, которая разрабатывает комплексный проект проведения необходимых организационных изменений в организации, направленных на повышение ее эффективности деятельности.
При этом можно сказать, что консалтинг – это форма внедрения научных знаний консультантов в экономическую деятельность организации [34].
У Эмерсона этот пункт стоит в самом начале, на третьем месте, мы же, чтобы не нарушать логику предыдущих пунктов, отнесли его в окончание, но сделали два пункта.
Исходя из Первого принципа, любые значимые изменения в организации могут разрабатываться и проводиться только рабочей группой, которая будет в дальнейшем проводить эти изменения, желательно включающих внешних независимых консультантов, под руководством первого лица организации. Передача этих функций в специальные структурные подразделения типа «отделов стратегического развития» не позволяет адекватно решить вопросы развития организации [27, 35]. Соответственно изменения в структурном подразделении должны проводиться аналогично – только под руководством руководителя этого структурного подразделения.
12. Двенадцатый принцип – четкое разделение полномочий при консалтинговом проекте
Двенадцатый принцип - разделение полномочий при консалтинговом проекте: консультанты консультируют, руководители принимают решения.
К сожалению, коммерциализация затронула и консалтинг. Существует много консалтинговых компаний, которые, фактически, просто «делают деньги» на своих клиентах. Они предлагают свои «домашние заготовки» как панацею от всех бед и навязывают их своим Заказчикам. Пригожин называет принятие таких сторонних принципов управления «организационной патологией» - признаком угасания организации [24]. Плохо поддается внедрению и управленческая документация, разработанная самими консультантами.
Указанное разделение полномочий при консультировании - это также Первый принцип – разработку системы управления и ее документации (т.е. принятие всех решений по системе управления и бизнес-процессам) производят те, кто с ней и будет работать. Консультант же дает теорию, методологию, основные принципы, альтернативные варианты.