Cистемы управления. Целеполагание и целедостижение в административной системе
Целеполагание и целедостижение в административной системе
Как отмечалось выше, уровень труда на предприятии определяется сформировавшейся в нем зоной принятия. Соответственно, и результаты предприятия определяются этой зоной. Если они будут соответствовать этой зоне (или будут ниже), они окажутся достижимыми, если же они будут выше, то уровня труда персонала для их осуществления будет недостаточно, а ставить недостижимые цели даже опаснее для предприятия, чем заниженные. Соответственно, планы определяет не собственник, не руководство, а сформированная зона принятия.
При этом наемным руководителям выгодно согласование минимальных целей с максимальным обеспечением ресурсами (т.е. максимальными остаточными правами их контроля). Ведь «субъект управления (он же субъект развития) ставит задачи (управленческие) прежде всего для самого себя, а не для кого-то еще» [46, с. 35]. Именно поэтому собственнику приходится ориентироваться на достигнутые, а не на предлагаемые руководителями цели. Руководителям при целедостижении выгодно слегка недовыполнить план, не боясь при этом карательных санкций и получая на следующий год посильное плановое задание [47]. В итоге, как отмечал И. Ансофф, «несмотря на то что технология стратегического планирования существует уже почти двадцать лет, в настоящее время большинство фирм отдает предпочтение менее хлопотному и менее сложному долгосрочному экстраполятивному планированию» [48, с. 66]. «Теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [49, с. 76] в административной системе из-за противоположности интересов труда и капитала, руководителя и подчиненного.