Стратегия в менеджменте 3.10 Иерархия и мотивация
Мы имеем следующую иерархию предприятия:
•Собственник.
•Предприятие.
•Структурные подразделения верхнего уровня иерархии (основные).
•Структурные подразделения нижних уровней иерархии.
•Работники.
Собственник определяет экономическую цель предприятия, и, совместно с руководителем предприятия – миссию, основные политики и видение предприятия. Руководитель предприятия (в общем случае – не собственник) отвечает за определение маркетинговых (стратегических) целей и разработку программы маркетинговых мероприятий, установку целей структурным подразделениям верхнего уровня (конкретное распределение обязанностей и ответственности может быть, конечно, различным).
Однако, надо отметить, что и руководитель предприятия (как наемный работник) имеет свои собственные экономические и другие личные интересы и цели, которые, естественно, отличны от интересов и целей собственника. В этом стратегия в менеджменте также отличается от стратегии в военном деле. Руководитель предприятия может исходить, например, в первую очередь, из своих собственных экономических целей, в ущерб экономическим целям предприятия. Он выстраивает свою стратегию (и стратегию предприятия) исходя не только из поставленной ему цели, но и исходя из своих собственных целей.
Аналогично, и на каждом ниже лежащем уровне иерархии, и на уровне конкретного работника – конечного исполнителя.
Стратегия менеджмента должна включать и политику мотивации каждого руководителя и исполнителя на выполнение поставленных целей, политику, при которой стратегия, направленная на достижение собственных целей, максимально согласуется со стратегией, направленной на исполнение поставленных свыше целей. Политику, при которой максимальный собственный эффект каждого работника и руководителя будет достигаться при максимальном достижении им поставленных (верхним уровнем иерархии) целей, выполнения предприятием своей миссии, а также и при максимальном достижении конечной экономической цели предприятия в целом.