ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(321)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1214)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Повышение эффективности деятельности предприятия в российских реалиях

McKinsey Global Institute в документе «Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста», 2009 г. [1] отмечает, что «впечатляющие экономические успехи России за последние десять лет стали результатом роста загрузки свободных производственных мощностей и увеличения численности работников. Однако эти источники экономического роста оказались практически исчерпаны» и «на сегодняшний день производительность в России по-прежнему низка: в среднем по проанализированным секторам она составляет лишь 26% от уровня производительности в США» и первая группа проблем определяющих отставание от США в производительности труда - это «Неэффективная организация труда. В зависимости от сектора, этот фактор обусловливает от 30 до 80% отставания в производительности. Для российских компаний характерны такие недостатки, как низкий уровень автоматизации, наличие ненужных функций и процессов, а также дефицит навыков управления проектами». Это говорит о том, что экономическая эффективность наших российских предприятий может быть повышена в 2-3,5 раза только за счет улучшения организации труда, за счет так называемой управленческой прибыли. Причем нижняя граница соответствует сектору материального производства, где велико влияние износа и морального старения оборудования.

Понятие управленческой прибыли было введено Рапопортом и означает тот ценный эффект, который организация получает не через обновление оборудования, технологий, ассортимента, а через лучшее согласование целей фирмы и ее подразделений, оптимизацию оргструктуры, освоение новых методов планирования, работы с персоналом и т. п.

Аркадий Пригожин так писал о понятии управленческой прибыли [2]: «Означает оно тот ценный эффект, который организация получает не через обновление оборудования, технологий, ассортимента, а через лучшее согласование целей фирмы и ее подразделений, оптимизацию оргструктуры, освоение новых методов планирования, работы с персоналом и т. п.
Управленческая прибыль, повторяю, может быть получена в организациях двумя путями:
  • экономией усилий, времени, затрат на управление. Примеры: ликвидация некоторых структурных уровней, сокращение числа руководителей, введение экономных информационных технологий, передача полномочий подчиненным и т. д.;
  • усилением управления, если, скажем, мы применяем такие способы соединения целей работников с целями фирмы, когда персонал максимально заинтересован в ее успехе и работает не столько под контролем, сколько по желанию, на общий результат.
Второй путь куда сильнее первого. Он предполагает, конечно, точное доведение целей фирмы до работников, мотивацию их на достижение этих целей. Но еще эффективнее сформировать т. н. корпоративную культуру. Этот тип организационной культуры максимально объединяет интересы персонала вокруг общефирменных целей непосредственно, напрямую. Для достижения такого состояния: 
  • эти цели должны быть известны и понятны работникам;
  • они должны совпадать с их интересами, жизненными планами, быть разделяемыми работниками;
  • такие цели должны выглядеть в глазах персонала многообещающими, перспективными для каждого из них;
  • работнику необходимо видеть связь между своими действиями и движением к общеорганизационным целям, оценивать свой вклад в их достижение;
  • у работников должна быть возможность влиять на формирование и изменение этих целей, а также оценивать степень их достижения фирмой в разные периоды».
Таким образом, повышение эффективности деятельности российских предприятий – это взаимосвязанный комплексный вопрос включающий:
  1. Создание требуемого организационного порядка: оптимальной формальной организационной структуры, инициативы, неформальной координации деятельности на цели организации, самоорганизации и саморазвития.
И это не отдельные положения - это цельный взаимосвязанный комплекс, который может быть построен только на базе необходимой и достаточной системе принятых ключевых положений предприятия - на базе принятой парадигмы предприятия.
 
Насколько же мал организационный порядок у наших компаний можно судить по тому, что в одной торгово-производственной компании, с которой мы работали, действующей на рынке более 10 лет, и имеющий склад готовой продукции в несколько сот квадратных метров, с высокими стеллажами, электрокарами, местонахождение продукции даже не фиксировалось в автоматизированной системе учета, все держалось только на том, что рабочие помнили что, когда и куда разместили. Собственно в автоматизированной системе этой компании, не смотря на широкие функциональные возможности системы, использовались только модули бухгалтерского учета и управления персоналом! И все!

Большинство наших малых и средних предприятий (с крупными мы не имели практического опыта) находятся на самых младших стадиях своего развития, в основном на стадии «Давай-давай», которая характеризуется следующими факторами [3]:
  • Примитивная система учета.
  • Нет данных о себестоимости каждого вида продукции.
  • Отсутствие организационных норм и правил.
  • Отсутствие ответственности за результаты.
Можно отметить, что поскольку нет действенной системы учета, то не может быть не только ответственности, но и возможности построить эффективную систему мотивации.
Одной из особенностей данной стадии является невозможность расширения компании выше некоторого предела, как сказал один из наших заказчиков: «Как увеличиваем объемы работ выше определенной величины, выручка растет, а прибыль падает».

Собственно, вопросы повышения эффективности деятельности предприятия существенно зависят от той стадии жизненного цикла, на котором находится предприятие. И, если мы на стадии «Давай-давай» разрешим отмеченный выше комплекс вопросов, предприятие переходит на стадии расцвета, предприятие будет получать управленческую прибыль в полной мере. Задачей предприятия в данном случае станет удержание его на стадиях расцвета, не свалиться в сторону бюрократизации, или, разрушив организационный порядок, не откатиться назад, к стадии «Давай-давай».

Задача нашей консалтинговой компании и заключается в том, чтобы совместно с заказчиком определить главные цели его компании (соответствующие стадии жизненного цикла), разработать дерево целей и стратегий, определить программы достижения поставленных целей, поставить учет, систему мотивации, сформировать требуемую организационную культуру и требуемый организационный порядок.
Тем самым повысить экономическую эффективность компании заказчика до 2-3,5 раз.

Для более подробной информации по вопросам повышения эффективности или заказа консалтингового проекта по повышению эффективности предприятия достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Жемчугов Михаил) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru
 
Список литературы
  1. Практика менеджмента: исследование McKinsey Global Institute «Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста» / Р. Алиханов, Д. Бакатина, В. Владимиров, Ж.-П. Дювьесар и др. // Российский журнал менеджмента, Том 7, No 4, 2009. с. 109–168.
  2. Пригожин А. И. Методы развития организаций. - М: МЦФЭР, 2003. - 864 с.
  3. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. М.: Питер. 2007 . - 416 с.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023