ООО "Корпоративные
системы
управления"

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(189)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(115)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(278)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Повышение эффективности деятельности предприятия в российских реалиях

McKinsey Global Institute в документе «Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста», 2009 г. [1] отмечает, что «впечатляющие экономические успехи России за последние десять лет стали результатом роста загрузки свободных производственных мощностей и увеличения численности работников. Однако эти источники экономического роста оказались практически исчерпаны» и «на сегодняшний день производительность в России по-прежнему низка: в среднем по проанализированным секторам она составляет лишь 26% от уровня производительности в США» и первая группа проблем определяющих отставание от США в производительности труда - это «Неэффективная организация труда. В зависимости от сектора, этот фактор обусловливает от 30 до 80% отставания в производительности. Для российских компаний характерны такие недостатки, как низкий уровень автоматизации, наличие ненужных функций и процессов, а также дефицит навыков управления проектами». Это говорит о том, что экономическая эффективность наших российских предприятий может быть повышена в 2-3,5 раза только за счет улучшения организации труда, за счет так называемой управленческой прибыли. Причем нижняя граница соответствует сектору материального производства, где велико влияние износа и морального старения оборудования.

Понятие управленческой прибыли было введено Рапопортом и означает тот ценный эффект, который организация получает не через обновление оборудования, технологий, ассортимента, а через лучшее согласование целей фирмы и ее подразделений, оптимизацию оргструктуры, освоение новых методов планирования, работы с персоналом и т. п.

Аркадий Пригожин так писал о понятии управленческой прибыли [2]: «Означает оно тот ценный эффект, который организация получает не через обновление оборудования, технологий, ассортимента, а через лучшее согласование целей фирмы и ее подразделений, оптимизацию оргструктуры, освоение новых методов планирования, работы с персоналом и т. п.
Управленческая прибыль, повторяю, может быть получена в организациях двумя путями:
  • экономией усилий, времени, затрат на управление. Примеры: ликвидация некоторых структурных уровней, сокращение числа руководителей, введение экономных информационных технологий, передача полномочий подчиненным и т. д.;
  • усилением управления, если, скажем, мы применяем такие способы соединения целей работников с целями фирмы, когда персонал максимально заинтересован в ее успехе и работает не столько под контролем, сколько по желанию, на общий результат.
Второй путь куда сильнее первого. Он предполагает, конечно, точное доведение целей фирмы до работников, мотивацию их на достижение этих целей. Но еще эффективнее сформировать т. н. корпоративную культуру. Этот тип организационной культуры максимально объединяет интересы персонала вокруг общефирменных целей непосредственно, напрямую. Для достижения такого состояния: 
  • эти цели должны быть известны и понятны работникам;
  • они должны совпадать с их интересами, жизненными планами, быть разделяемыми работниками;
  • такие цели должны выглядеть в глазах персонала многообещающими, перспективными для каждого из них;
  • работнику необходимо видеть связь между своими действиями и движением к общеорганизационным целям, оценивать свой вклад в их достижение;
  • у работников должна быть возможность влиять на формирование и изменение этих целей, а также оценивать степень их достижения фирмой в разные периоды».
Таким образом, повышение эффективности деятельности российских предприятий – это взаимосвязанный комплексный вопрос включающий:
  1. Создание требуемого организационного порядка: оптимальной формальной организационной структуры, инициативы, неформальной координации деятельности на цели организации, самоорганизации и саморазвития.
И это не отдельные положения - это цельный взаимосвязанный комплекс, который может быть построен только на базе необходимой и достаточной системе принятых ключевых положений предприятия - на базе принятой парадигмы предприятия.
 
Насколько же мал организационный порядок у наших компаний можно судить по тому, что в одной торгово-производственной компании, с которой мы работали, действующей на рынке более 10 лет, и имеющий склад готовой продукции в несколько сот квадратных метров, с высокими стеллажами, электрокарами, местонахождение продукции даже не фиксировалось в автоматизированной системе учета, все держалось только на том, что рабочие помнили что, когда и куда разместили. Собственно в автоматизированной системе этой компании, не смотря на широкие функциональные возможности системы, использовались только модули бухгалтерского учета и управления персоналом! И все!

Большинство наших малых и средних предприятий (с крупными мы не имели практического опыта) находятся на самых младших стадиях своего развития, в основном на стадии «Давай-давай», которая характеризуется следующими факторами [3]:
  • Примитивная система учета.
  • Нет данных о себестоимости каждого вида продукции.
  • Отсутствие организационных норм и правил.
  • Отсутствие ответственности за результаты.
Можно отметить, что поскольку нет действенной системы учета, то не может быть не только ответственности, но и возможности построить эффективную систему мотивации.
Одной из особенностей данной стадии является невозможность расширения компании выше некоторого предела, как сказал один из наших заказчиков: «Как увеличиваем объемы работ выше определенной величины, выручка растет, а прибыль падает».

Собственно, вопросы повышения эффективности деятельности предприятия существенно зависят от той стадии жизненного цикла, на котором находится предприятие. И, если мы на стадии «Давай-давай» разрешим отмеченный выше комплекс вопросов, предприятие переходит на стадии расцвета, предприятие будет получать управленческую прибыль в полной мере. Задачей предприятия в данном случае станет удержание его на стадиях расцвета, не свалиться в сторону бюрократизации, или, разрушив организационный порядок, не откатиться назад, к стадии «Давай-давай».

Задача нашей консалтинговой компании и заключается в том, чтобы совместно с заказчиком определить главные цели его компании (соответствующие стадии жизненного цикла), разработать дерево целей и стратегий, определить программы достижения поставленных целей, поставить учет, систему мотивации, сформировать требуемую организационную культуру и требуемый организационный порядок.
Тем самым повысить экономическую эффективность компании заказчика до 2-3,5 раз.

Для более подробной информации по вопросам повышения эффективности или заказа консалтингового проекта по повышению эффективности предприятия достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Жемчугов Михаил) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru
 
Список литературы
  1. Практика менеджмента: исследование McKinsey Global Institute «Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста» / Р. Алиханов, Д. Бакатина, В. Владимиров, Ж.-П. Дювьесар и др. // Российский журнал менеджмента, Том 7, No 4, 2009. с. 109–168.
  2. Пригожин А. И. Методы развития организаций. - М: МЦФЭР, 2003. - 864 с.
  3. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. М.: Питер. 2007 . - 416 с.

02.10.2013


__________________
Версия для печати




Наши новые статьи

31.01.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2023