Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


Консалтинговый проект. Единая необходимая и достаточная система регламентов

3. Необходимость не отдельных регламентов, а Единой необходимой и достаточной системы регламентов

Наши исследования показали следующую необходимую и достаточную систему регламентов определяющую и деятельность предприятия, и достигаемые им результата [Жемчуговы, 2024].

Система регламентов, представляющую насыщенное описание видения бизнеса предприятия – концепции/понятия, которые в сжатой форме отражают деятельность предприятия и его результаты и, образовав связную систему, дающую партнерам понимание требуемого собственнику предприятия [Ефимов, 2015, с. 22].

  1. Регламент сферы деятельности (видение продукции, потребителя, конкурентной среды).
  2. Регламент собственности на средства производства и результаты деятельности.
  3. Регламент отбора кадров:
  4. Регламент целеполагания.
  5. Регламент целей принимаемых целей как предвидимых производственных результатов.
  6. Регламент целей принимаемых целей как предвидимых личных результатов коллектива.
  7. Регламент Бизнес-процессов достижения целей.
  8. Регламент корпоративной культуры  и формальных институтов, обеспечивающих достижение целей.
  9. Регламент средств достижения предвидимых результатов (и производственных , и личных).
  10. Регламент управленческого учета (внутреннего учета).
  11. Регламент владельческого*  контроля (внешняя отчетность).

При этом, как показала практика, регламенты 5–7 лучше объединить в один и по-другому перекомпоновать их.

А.    Регламенты, определяющие внутренние человеческие факторы деятельности

  1. Регламенты морально-этических и профессиональных качеств принимаемы сотрудников, их развития
  2. Регламенты отношений собственности, включающие собственность на ресурсы предприятия и достигаемые им результаты [Найт].

    Б.  Регламенты совместной деятельности
     
  3. Регламенты сферы деятельности влияния и ответственности
  4. Регламенты целеполагания (директивное, демократическое, либеральное, партнерской)
  5. Регламенты социально-экономических результатов Компании и коллектива, средств их достижения
  6. Регламенты управленческого и владельческого учета
  7. Регламенты бизнес-процессов

Эти 7 регламентов (с возможным разделение некоторых из них на составные части (например, 1 и 6) и являются необходимой и достаточной их системой.

Такая система является единой – номенклатура регламентов едина по всем структурным подразделениям. Это обеспечивает строгую прослеживаемость положений регламентов по всей иерархии предприятия.

Рассмотрим, вкратце эти регламенты.

  1. Регламенты морально-этических качеств принимаемы сотрудников, их развития, определяют морально-этическое ценности коллектива. «Морально, можно сказать, все то, что служит источником солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими, регулировать свои движения не только эгоистическими побуждениями» [Дюркгейм, 1991, с. 369]. При этом «моральные качества соискателя управленческой должности были главным критерием отбора и продвижения талантов в Китае и Корее на протяжении более 1000 лет» [Воробьева, 2021, с. 251].
    Что касается профессиональных ценностей сотрудников, то понятно, что чем они выше и согласованнее, тем выше и результаты предприятия.
     
  2. Отношений собственности, важны тем, что человек в первую очередь человек хранит и приумножает то, что находится в его частной собственности и долевой собственности его группы (но в меньшей степени), в которую он входит. Общее ценится, но не сохраняется. И это отмечали ещё Сократ и Аристотель [Аристотель 1983].
    В предприятии собственностью является установленная заработная плата (охраняемая законодательством). Но это работает только в том случае, если она выше, чем у других предприятий. Только здесь человек заботится только о сохранении своего рабочего места, и не более. Существенно важнее собственность на результаты деятельности предприятия и его подразделений [Найт]. Если их распределение заложен в локальных актах предприятия – это реально дает коллективу сохранения и развития предприятия, повышения его результатов.
     
  3. Регламенты сферы деятельности влияния и ответственности.
    Четкое определение сферы деятельности предприятия, а особенно его структурных подразделений деятельности – это разграничение труда. Если сферы четко обозначены и не пересекаются – то каждый является профессионалом своего дела (это понял еще Адам Смит), каждое имеет четкую цель.
    Если пересекаются – не является. Кроме того, интересы человека в основном касаются одой из сфер; если их несколько – нет явно выраженной сферы ответственности: если человек отвечает за все – он не отвечает ни за что; невозможна и четкая оценка результата его деятельности.
     
  4. В зависимости от принятых регламенты целеполагания (директивное, демократическое, либеральное, партнерской) предприятие будет иметь совершенно различную организацию, результаты деятельности. И «есть все основания полагать, что тот или иной уровень развития целеполагания и достижения цели – главная конституирующая черта жизнедеятельности существ, обладающих психикой» [Горовая, 2014].
     
  5. Регламенты социально-экономических результатов Компании и коллектива, средств их достижения. Пол Самуэльсон пишет: «Рациональное преследование собственного интереса каждым из двух наделенных свободой воли индивидуумов не предопределяет с необходимостью возникновение ... решения, которое максимизирует суммарную прибыль сторон – до того и без учета того, как эта максимизированная прибыль будет разделена между ними». [Цит. по: Коуз, 2007, с. 154].
     
  6. Регламенты управленческого и владельческого контроля. Без управленческого контроля невозможно определение ни достижения поставленных целей, ни понесенных издержек. А без владельческого учета (на базе данных управленческого учета) – отчетности подразделении о результатах проведенной деятельности, невозможна и их оценка. Отчетность предприятия перед основателем-собственником.
     
  7. Регламенты бизнес-процессов. Организационная структура предприятия показывает только систему власти предприятия в статике. Деятельность предприятия определяется его бизнес-процессами: взаимодействием подразделений в ходе достижения целей предприятия.

Необходимо отметить, что без исключения регламенты должны включать только обобщенные положения, которые будут работать и при неизбежных изменениях внутренней и внешней среды. Иначе их будет необходимо постоянно дорабатывать – а это уже не регламенты.

Что же касается солидарности, то это зависит от того, как эти регламенты создаются – от методики создания этой системы.

*Например, таким средством может являться бюджетирование: «Можно было бы вести отдельные балансы по каждому подразделению, и эти балансы можно было бы использовать для оценки результатов и расчета вознаграждений» [Simon, 1991].
______________
Список литературы

Аристотель. 1983. Политика. В сб.: Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль. С. 375–645.

Воробьева Е.Ю. 2021. Аксиологическое измерение меритократии // Научный вестник Омской академии МВД России. Том 27. № 3. с. 249–254.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2024а. Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) // Деп. ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. В-2024. 379 с.

Горовая Н.В. 2014. К вопросу о методологическом подходе изучения личности в контексте междисциплинарной интеграции знаний // Актуальные проблемы психологии профессиональной деятельности в системе транспорта: Труды Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 40-летию начала строительства БАМа и 20-летнему юбилею организации Психологической службы ДвостЖД. Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения. С. 145–153.

Дюркгейм Э. 1991. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука.

Коуз Р. 2007. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство.

Найт Ф.Х. 2013. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело.

Simon H A. 1991. Organizations and Markets. Journal of Economic Perspectives. 5 (2): 25–44.

Для более подробной информации по разработке регламентов для организации и повышения эффективности деятельности предприятия, достаточно позвонить по телефону  8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.

Предыдущий раздел. 1. Необходимость регламентов в предприятии

Продолжение. 4. Консалтинговый проект. Единая необходимая и достаточная солидарная система регламентов, направленных на достижение и целей предприятия, и целей коллектива

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025