Предварительное формулированние видение системы (Гайд II)
124
коллегиальное целеполагание будет просто невозможно, партнерского института просто не будет. При этом сама социальная общность коллектива, принятие единых ключевых положений бизнеса, коллегиальное целеполагание, обеспечивающее учет личных интересов, сплачивает коллектив, позволяет обеспечить партнерство не только в рамках малой группы топ-менеджеров, а в рамках всего предприятия как созданной иерархической сети партнерских руководящих и рабочих малых групп.
В партнерском предприятии (как и в любом другом) необходима система трех отмеченных в предыдущем разделе факторов:
-
Предварительно сформулированное видение системы.
-
Отбор персонала в соответствии с видением.
-
Самоорганизация системы самими элементами.
Только здесь видение предприятия должно включать коллегиальное целеполагание. Только коллегиальное целеполагание обеспечивает то, что коллегиально формируемые цели предприятия будут исходить из интересов участников целеполагания и, соответственно, будут и личными целями участников целеполагания и дальнейшего целеосуществления. При этом цель — это предвидимый результат и средства его достижения [Леонтьев]. А «средства — это все, что может служить достижению цели, посредством ли законов природы или правил игры» [Поланьи, 2007, с. 46]. При этом «правила игры» включают и систему оплаты труда, и другие вознаграждения — без этого никакой «игры» просто не будут вообще. При этом коллегиальное целеполагание накладывает и особые требования и на отбор персонала, и, тем более, на видение предприятия.
В целом можно отметить, что фактор целеполагания фактически определяет и директивную организацию, и демократическую, и либеральную, и сетевую организации. Принцип целеполагания является изначальным фактором построения любого предприятия — является частью видения, и система, в том числе и ее целеполагание, должна мыслиться и задаваться как нечто изначальное по отношению к элементам. Только в бюрократических организациях, с одной стороны, принцип целеполагания задается самим собственником (в видении в основном даже не упоминается), с другой — уровень целей определяется неформальными компромиссами руководства и подчиненных с ориентацией на рынок труда, а не на интересы собственника.
В партнерском же фактор видения является определяющем. При этом в минимальном варианте [Найт, 2013; Измайлова, 2018] видение предприятия определяет только распределение результата предприятия (в основном) между топ-менеджерами. В
124
Стр. 123 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 125
__________________
Версия для печати