ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Современная организация: целеполагание и целеосуществление 3. Общее, предметное, параметрическое

3. Общее и предметное целеполагание и целеосуществление, параметрическое целеполагание
 
Вопросы целеполагания в иерархической социальной организации были рассмотрены в наших статьях «Цель предприятия и стратегия ее достижения» и «Цель и целеполагание в теории социальной организации» [4,8]. В данной статье выделено общее и предметное целеполагание, и вопросы целеполагания и целеосуществления рассматриваются в комплексе. Где в организации обеспечивается предметное целеосуществление. Только на нижнем уровне членов организации, где целеосуществление непосредственно вытекает их целеполагания. На всех высших уровнях общее целеосуществление обеспечивается:
• предметным целеполаганием на нижние уровни,
• предметным целеосуществлением на этих нижних уровнях,
• подведением общих итогов на высших уровнях.
На нижнем уровне кто-то из членов организации изготавливает компоненты, кто-то осуществляет сборку, кто-то приемку, кто-то реализацию. Все плановые и фактические данные заносятся в корпоративную систему, и она выводит достигнутые предметные и экономические результаты деятельности. Целеосуществление верхних уровней определяет целеполагание и целеосуществление нижних уровней.
Надо отметить, что в централизованных и децентрализованных организациях целеполагание организовано по-разному (таблица 4.2).
 
Таблица 4.2. Субъекты целеполагания централизованных и децентрализованных организаций
 
Вид целеполагания Централизованные организации Децентрализованные организации
Общее целеполагание подразделений Руководитель, отдел стратегического развития Руководитель, самостоятельные подразделения
Предметное целеполагание
Руководитель, плановый отдел Руководитель, подразделения

Общее и предметное целеполагания – это целеполагания разных уровней управления. Если из контекста понятно, какой вид целеполагания имеется в виду, определения «общее» и «предметное» по тексту будем опускать. Аналогично и с целеосуществлением.
 
Общее целеполагание определяет только экономико-социальные цели и результаты. Предметное целеполагание и целеосуществление в организации проводится и в плане создания продукции (цели-задания), и в плане организации (цели системы: материально-техническая база и кадры, организационный порядок, культура) способной производить и реализовывать продукцию, и в плане внешней среды, способной потреблять продукцию организации. У Пригожина [1] слагаемое целевого воздействия стоит на самом первом месте, и это совершенно правильно: именно предметное целеполагание и целеосуществление вытекающее из общего целеполагания стоит во главе и организационного порядка, и самоорганизации. Для достижения наших общих целей мы должны поставить предметные цели и в области выпускаемой продукции, и в области самой организации – ее материально-технической базы, кадров, формального организационного порядка, формирования организационной культуры и направленности самоорганизации коллектива.
 
Отмеченные в таблице 1 пять уровней управления являются основой системы управления любой организации, государственной и частной, коммерческой и некоммерческой (в малых организациях они могут совмещаться). Рассмотрим эти уровни.
 
1) Общее целеполагание организации – определение направления и масштабов деятельности, основных принципов деятельности, постановка общих экономических и социальных целей организации, включающей:
• Миссию – предназначение организации в обществе.
• Политики в области продукции и потребителя.
• Политики в области организации деятельности.
• Политики в области внешней среды.
• Предполагаемые экономические и социальные результаты.
• Стратегию и структуру.
• Цели и политики подчиненным подразделениям.
Любая политика определяет представление о том, что в данной области наиболее отвечает развитию и превосходству организации. Основные цели и политики являются основой целеполагания.
 
2) Общее целеполагание подразделений – аналогично общему целеполаганию организации, только в рамках своего структурного подразделения, например, определения миссии как предназначения подразделения в организации.
 
3) Предметное целеполагание на базе общих целей – формирование предметных целей подчиненным структурным подразделениям и сотрудникам на базе заданных общих целей и политик. 1) Это, вероятно, самый сложный и никак не формализуемый вопрос социального управления.
 
4) Предметное целеполагание подразделений на базе предметных целей - резко отличается от предметного целеполагания подразделений на базе общих целей – это простая декомпозиция заданных предметных целей определяемая объемами выпуска продукции и ее спецификацией – процесс, значительно поддающийся формализации. Основные вопросы, которые здесь возникают – это распределение целей (после декомпозиции) по подчиненным подразделениям или членам организации с учетом имеющихся ресурсов и компетенций.
 
5) Предметное целеполагание и целеосуществление членов организации – формирование внутренней осознанной цели члена организации, и ее осуществление по заданной или вырабатываемой программе деятельности.
 
Предметное целеосуществление нижнего уровня управления близко к понятию «регулирования» которое имеет самостоятельное, более узкое определение: «Регулирование [regulation] — вид управления, процесс, посредством которого характеристики управляемой системы удерживаются на траектории, заданной блоком управления (т. е. управляющей системой)» [9]. Т.е. регулирование - это управление по реализации заданных планов и программ деятельности и получению конечного результата (решению возникающих отклонений и проблем), однако оно не касается вопросов установки и коррекции самих целей, планов и программ их достижения.
 
Переход от общего к предметному целеполаганию достаточно сложен, особенно в государственных и некоммерческих организациях, где сложно и общее целеполагание, и вместо этого зачастую используют сбалансированную систему показателей (СПП – BSC), используют даже и в коммерческих организациях. Управление по показателям можно назвать параметрическим целеполаганием – управлением не по конечному конкретному результату, а по заданным параметрам деятельности, показателям деятельности.

Поставить систему измеримых целей организации с предвидимыми результатами достаточно сложно, поэтому это часто и не делается, вместо цели указываются функции и показатели. При этом сам вопрос достижения цели практически отпадает. При параметрическом целеполагании организация работает на достижение косвенных показателей, а результат: что получили, то и получили, его предвидение отсутствует [10]. При управлении ставя вместо конечного результата только некоторые показатели (параметры деятельности), мы добиваемся только достижения этих показателей, а конечный результат остается в стороне, и каким он окажется на практике предсказать очень трудно, а то и невозможно [11]. Целеосуществление при параметрическом целеполагании – просто осуществление заданных параметров деятельности.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024