Современная организация: целеполагание и целеосуществление 3. Общее, предметное, параметрическое
3. Общее и предметное целеполагание и целеосуществление, параметрическое целеполагание
Вопросы целеполагания в иерархической социальной организации были рассмотрены в наших статьях «Цель предприятия и стратегия ее достижения» и «Цель и целеполагание в теории социальной организации» [4,8]. В данной статье выделено общее и предметное целеполагание, и вопросы целеполагания и целеосуществления рассматриваются в комплексе. Где в организации обеспечивается предметное целеосуществление. Только на нижнем уровне членов организации, где целеосуществление непосредственно вытекает их целеполагания. На всех высших уровнях общее целеосуществление обеспечивается:
• предметным целеполаганием на нижние уровни,
• предметным целеосуществлением на этих нижних уровнях,
• подведением общих итогов на высших уровнях.
На нижнем уровне кто-то из членов организации изготавливает компоненты, кто-то осуществляет сборку, кто-то приемку, кто-то реализацию. Все плановые и фактические данные заносятся в корпоративную систему, и она выводит достигнутые предметные и экономические результаты деятельности. Целеосуществление верхних уровней определяет целеполагание и целеосуществление нижних уровней.
Надо отметить, что в централизованных и децентрализованных организациях целеполагание организовано по-разному (таблица 4.2).
Таблица 4.2. Субъекты целеполагания централизованных и децентрализованных организаций
Вид целеполагания |
Централизованные организации |
Децентрализованные организации |
Общее целеполагание подразделений |
Руководитель, отдел стратегического развития |
Руководитель, самостоятельные подразделения |
Предметное целеполагание
|
Руководитель, плановый отдел |
Руководитель, подразделения |
Общее и предметное целеполагания – это целеполагания разных уровней управления. Если из контекста понятно, какой вид целеполагания имеется в виду, определения «общее» и «предметное» по тексту будем опускать. Аналогично и с целеосуществлением.
Общее целеполагание определяет только экономико-социальные цели и результаты. Предметное целеполагание и целеосуществление в организации проводится и в плане создания продукции (цели-задания), и в плане организации (цели системы: материально-техническая база и кадры, организационный порядок, культура) способной производить и реализовывать продукцию, и в плане внешней среды, способной потреблять продукцию организации. У Пригожина [1] слагаемое целевого воздействия стоит на самом первом месте, и это совершенно правильно: именно предметное целеполагание и целеосуществление вытекающее из общего целеполагания стоит во главе и организационного порядка, и самоорганизации. Для достижения наших общих целей мы должны поставить предметные цели и в области выпускаемой продукции, и в области самой организации – ее материально-технической базы, кадров, формального организационного порядка, формирования организационной культуры и направленности самоорганизации коллектива.
Отмеченные в таблице 1 пять уровней управления являются основой системы управления любой организации, государственной и частной, коммерческой и некоммерческой (в малых организациях они могут совмещаться). Рассмотрим эти уровни.
1) Общее целеполагание организации – определение направления и масштабов деятельности, основных принципов деятельности, постановка общих экономических и социальных целей организации, включающей:
• Миссию – предназначение организации в обществе.
• Политики в области продукции и потребителя.
• Политики в области организации деятельности.
• Политики в области внешней среды.
• Предполагаемые экономические и социальные результаты.
• Стратегию и структуру.
• Цели и политики подчиненным подразделениям.
Любая политика определяет представление о том, что в данной области наиболее отвечает развитию и превосходству организации. Основные цели и политики являются основой целеполагания.
2) Общее целеполагание подразделений – аналогично общему целеполаганию организации, только в рамках своего структурного подразделения, например, определения миссии как предназначения подразделения в организации.
3) Предметное целеполагание на базе общих целей – формирование предметных целей подчиненным структурным подразделениям и сотрудникам на базе заданных общих целей и политик. 1) Это, вероятно, самый сложный и никак не формализуемый вопрос социального управления.
4) Предметное целеполагание подразделений на базе предметных целей - резко отличается от предметного целеполагания подразделений на базе общих целей – это простая декомпозиция заданных предметных целей определяемая объемами выпуска продукции и ее спецификацией – процесс, значительно поддающийся формализации. Основные вопросы, которые здесь возникают – это распределение целей (после декомпозиции) по подчиненным подразделениям или членам организации с учетом имеющихся ресурсов и компетенций.
5) Предметное целеполагание и целеосуществление членов организации – формирование внутренней осознанной цели члена организации, и ее осуществление по заданной или вырабатываемой программе деятельности.
Предметное целеосуществление нижнего уровня управления близко к понятию «регулирования» которое имеет самостоятельное, более узкое определение: «Регулирование [regulation] — вид управления, процесс, посредством которого характеристики управляемой системы удерживаются на траектории, заданной блоком управления (т. е. управляющей системой)» [9]. Т.е. регулирование - это управление по реализации заданных планов и программ деятельности и получению конечного результата (решению возникающих отклонений и проблем), однако оно не касается вопросов установки и коррекции самих целей, планов и программ их достижения.
Переход от общего к предметному целеполаганию достаточно сложен, особенно в государственных и некоммерческих организациях, где сложно и общее целеполагание, и вместо этого зачастую используют сбалансированную систему показателей (СПП – BSC), используют даже и в коммерческих организациях. Управление по показателям можно назвать параметрическим целеполаганием – управлением не по конечному конкретному результату, а по заданным параметрам деятельности, показателям деятельности.
Поставить систему измеримых целей организации с предвидимыми результатами достаточно сложно, поэтому это часто и не делается, вместо цели указываются функции и показатели. При этом сам вопрос достижения цели практически отпадает. При параметрическом целеполагании организация работает на достижение косвенных показателей, а результат: что получили, то и получили, его предвидение отсутствует [10]. При управлении ставя вместо конечного результата только некоторые показатели (параметры деятельности), мы добиваемся только достижения этих показателей, а конечный результат остается в стороне, и каким он окажется на практике предсказать очень трудно, а то и невозможно [11]. Целеосуществление при параметрическом целеполагании – просто осуществление заданных параметров деятельности.
__________________
Версия для печати