Стандарты управления компанией от MRP до ERP II
MRP
MRP (Material Requirements Planning) - методология планирования потребности в материалах - появилась в начале 60-х годов с зарождением на западе систем автоматизированного управления компаниями.
Она позволяет оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Основная идея MRP систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве.
Эта методология, реализуемая автоматизированными системами управления, позволяет автоматически создавать проекты заказов на закупку и/или внутреннее производство необходимых материалов - комплектующих. Она оптимизирует время поставки комплектующих, уменьшает затраты на хранение и производство и повышая его эффективность. Фактически, MRP система ориентирована на автоматизированную оптимизацию планирования поставок, в соответствии с технологией "Точно в срок" (JIT - Just in Time) и обладает всеми преимуществами, присущими данной технологии.
MRP II
MRP-системы просто формируют план заказов на определенный период, что стало недостаточно с возрастающими потребностями менеджмента.
В конце 70-х годов Оливер Уайт и Джордж Плосл предложили идею воспроизведения замкнутого цикла (Closed Loop MRP - планирование потребностей в материалах в замкнутом цикле) в MRP-системах. Идея заключалась в предложении ввести в рассмотрение более широкий спектр факторов при проведении планирования: контроль соответствия количества произведенной продукции количеству использованных в процессе сборки комплектующих, составление регулярных отчетов о задержках заказов, об объемах и динамике продаж продукции, о поставщиках и т.д. с осуществлением обратной связи в системе, обеспечивающей гибкость планирования по отношению к внешним факторам.
При расширении круга задач возникла и методологии CRP (Capacity Requirements Planning - планирование потребности в мощностях) – цель которой проверить выполнимость основного план-графика с точки зрения имеющегося оборудования и, если он выполним, оптимизировать загрузку производственных мощностей.
Объединение принципов MRP, Closed Loop MRP, CRP, в рамках единой концепции привело к созданию методологии планирования MRP II которая описывает планирование всего производственного процесса, а не его отдельных фрагментов. Системы MRP II предполагают вовлечение в информационную интеграцию финансовой составляющей (планирование бизнеса). В системах MRP II предполагается специальный инструментарий формирования финансового плана и составления бюджетных смет, прогнозирования и управления движением денежных средств, на основании которых определяется возможность реализации производственного плана с точки зрения наличных и предполагаемых денежных средств.
ERP
В 90-х годах консалтинговой компанией GartnerGroup была предложена концепция ERP (Enterprise Requirements Planning), которая включает системы планирования класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования FRP (Finance Requirements Planning). Системы ERP предназначены для управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий. Это верхний уровень в иерархии систем управления предприятием, затрагивающий ключевые аспекты его производственной и коммерческой деятельности, такие как производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг. Такие системы создаются для предоставления руководству информации для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями. Они отражают взаимодействие не только в пределах компаний, но в пределах целых корпораций.
ERP II (CSRM)
ERP II (enterprise resource & relationship processing) - управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия.
Фундаментальное ограничение систем ERP в том, что они автоматизируют внутреннюю деятельность компании (back-office). Системы ERPII автоматизируют и front-office, и back-office и представляют собой одно целое, они создают "корпоративную систему предприятия, открытую для всех участников, действующих в поле общих интересов бизнеса". Эта концепция, сформулированная компанией Gartner Group в 2000 году базируется на шести отличиях "старых" и "новых" ERP-систем
- Корпоративная информационная система обеспечивает свободное взаимодействие компании со своими контрагентами (заказчиками, поставщиками, банками, налоговыми органами и пр.).
- Основными пользователями ERPII-систем становятся компании из всех секторов и сегментов рынка.
- Новые системы должны поддержать автоматизацию всех функций бизнеса.
- Там где это возможно, внутренние и строго секретные процессы становятся внешними и открытыми. Излишняя тайна корпоративной информации исчезает.
- Система становится web-ориентированным приложениям, построенным по принципу компонентной модели.
- Корпоративные данные становятся доступными для всех членов бизнес-сообщества.
В упрощенном виде ERP II - это усовершенствованная ERP-система, с которой интегрированы продукты класса SCM (управление отношениями с поставщиками) и CRM (управление отношениями с клиентами) плюс корпоративный Интернет-портал, с помощью которого будут получать всю необходимую информацию и взаимодействовать друг с другом сотрудники компании, ее партнеры и клиенты.
CRM
CRM (Customer Relationship Management) - это программы для управления взаимоотношениями компании с ее клиентами (заказчиками), партнерами, дилерами и внешним миром вообще. CRM подразумевает ориентацию бизнеса компании на отношениях с Клиентами, повышение эффективности маркетинга, продаж и уровня обслуживания; анализ реакции Клиента с последующей корректировкой действий.
В любой CRM-системе существует три уровня управления отношениями с клиентами: оперативный, аналитический и коллаборационный.
- Оперативный уровень обеспечивает доступ к информации в ходе контакта с клиентом, он охватывает маркетинг, продажи и сервис, что соответствует стадиям привлечения клиента, самого акта совершения сделки (транзакции) и послепродажного обслуживания.
- На аналитическом уровне CRM-система дает возможность получить, сохранить и обработать полную историю взаимодействия клиента с компанией.
- Коллаборационный уровень позволяет клиенту непосредственно участвовать в деятельности фирмы и влиять на процессы разработки продукта, его производства, сервисного обслуживания.
SCM
SCM (Supply Chain Management) - системы для управления так называемыми логистическими цепочками. Концепция SCM сложилась в 1980-х годах под влиянием исследований ряда ведущих консультантов США. Первые эффективные CSM-программы были разработаны в 1990-х годах.
SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Поскольку интересы всех звеньев цепи зачастую противоречивы, только при комплексном управлении всей цепочкой возможно достижение оптимального результата.
При производстве продукции, как правило, используются комплектующие разных производителей поставляемые разными поставщиками и для компаний важно весьма оперативно "программировать" поставку нужных деталей в нужном объеме и к нужному сроку. Причем товары желательно покупать по лучшей цене, качеству, с минимальными транспортными издержками, отслеживать движение комплектующих, с тем, чтобы срочно вмешаться в процесс, если произойдет какой-то сбой. Иными словами, это комплексные системы, отвечающие за логистику - планирование и координацию снабжения, транспортировки и складирования товаров или услуг.