О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
09.10.2012

Организационная культура. 1. Культура человека и культура организации

1. Культура человека и культура организации

Первое определение культуры дал Эдуард Тайлор в 1871г.: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [1]. А необходимость культуры четко показана Зигмундом Фрейдом немногим позднее: «Человеческая культура … охватывает все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно - для дележа добываемых благ» [2].
 
Антропологически необходимость культуры объясняется тем, что у человека главной движущей силой являются не социальные цели, а личные – цели собственного развития и превосходства [2, 3, 4], что может порождать у людей антиобщественные тенденции [2], соревновательность, осуществляемую нанесением вреда сопернику [5], и оппортунизм [6], поэтому совместное существование людей возможно только благодаря наличию в структуре их личности «Сверх-Я», или «Идеала Я» [7] - принципов, норм, … - культуры.
Но одной только культуры все же недостаточно для упорядочения человеческих взаимоотношений: «Похоже, скорее, что всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений; неизвестно еще даже, будет ли после отмены принуждения большинство человеческих индивидов готово поддерживать ту интенсивность труда, которая необходима для получения прироста жизненных благ. Надо, по-моему, считаться с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе» [2].
 
Таким образом, совместное существование людей стоит на двух столпах: культуре (внутренних интернированных норм человека) и внешних нормах общества. Человек придерживается внутренних норм за счет внутреннего самоконтроля, и внешних норм за счет контроля и принуждения со стороны общества. При этом: «Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх-Я, включает его в число своих заповедей. … Это усиление сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры. Личности, в которых оно произошло, делаются из противников культуры ее носителями. Чем больше их число в том или ином культурном регионе, тем обеспеченнее данная культура, тем скорее она сможет обойтись без средств внешнего принуждения [2].
 
Что же такое «организационная культура» - культура организации? И чем она отличается от культуры человека?
 
Самое главное отличие человека от организации состоит в том, что элементы человека как системы не обладают собственным сознанием, а элементами организации как раз и являются люди, обладающие собственным сознанием. Стаффорд Бир писал: «Психические проблемы, возникающие в случае наличия собственного сознания у органов тела, были бы неисчислимы» [8]. Соответственно психические проблемы у организации могут быть неисчислимы. Эти проблемы во многом и снимает «организационная культура». И у организации можно выделить даже несколько видов культуры:
  1. Внешняя культура, направленная на совместное существование организации с конкурентами и сторонними организациями, отдельными людьми.
  2. Внутренняя организационная культура, направляющая каждого члена организации, имеющего индивидуальные личные цели, на достижение цели организации – этот тип культуры отсутствует у человека ввиду отсутствия у его органов собственного сознания.
  3. Культура взаимодействия с потребителями, поставщиками, инвесторами, партнерами, и т.д.
  4. Культура взаимодействия с государством.
  5. Культура, связанная с влиянием организации на социальную и экологическую среду.
Организация, как и человек, главной движущей силой имеет не социальные цели, а внутренние цели развития и превосходства организации. И первый отмеченный вид культуры как раз и служит упорядочению взаимоотношений между организациями.
 
Что касается внутренней организационной культуры, то внутри организации при слабой культуре у ее членов возможны не только отмеченные тенденции. Цель организации и цель человека ее члена различны и даже имеют различную природу. Как раз согласованию целей организации и целей ее членов и служит организационная культура. Без нее деятельность людей разнонаправлена и эффективность организации в достижении ее цели очень низка, а ведь именно для достижения общей цели (недостижимой людьми поодиночке) люди и организуются на совместную деятельность. Эффективное достижение людьми общей цели возможно, только в том случае, если на нее направлена деятельность всех членов организации, только если в организации существует соответствующая организационная культура.
 
В отношении третьего вида культуры – культуры взаимоотношений с потребителями, часто говорят, организация должна ставить цели потребителя выше своих личных целей, однако такое утверждение не очень корректно. Здесь остановимся предварительно на вопросе целей, поскольку термин «цель» может иметь самую разную трактовку. По Леонтьеву [9] деятельность человека содержит следующие компоненты: потребность, мотив – предмет, который может удовлетворить потребность, и осознанную цель – видение результата деятельности.
 
У организации также имеется потребность в ресурсах для обеспечения своего развития и превосходства (прибыли, и т.д.), т.е. прибыль – это не цель организации, а ее потребность, также как пища для человека. Для удовлетворения организацией своих потребностей, она должна найти мотив – предмет, который может удовлетворить эту потребность – должна определить свою продукцию, а определив продукцию поставить осознанные цели – предвидение конкретной продукции, выпуск и реализация которой и удовлетворить потребности организации.
 
Иными словами, имеется только известная цепочка: потребность – мотив – осознанная цель [9]. Только найденные мотивы, осознанные цели и их достижение позволяют удовлетворить и потребности человека, и потребности организации. Поэтому положение о том, что цели потребителя имеют приоритет над целями организации, возникло из-за вопросов терминологии. Для организации всегда первичны ее собственное развитие и превосходство, но для этого необходимы конкретные мотивы, конкретные осознанные цели, которые позволят их обеспечить.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организационная культура"Стр. <<   1 2 3 4 5

27.03.2021 11:34  Иван

Стратегия формирования и развития организационной культуры организации?

27.03.2021 13:28  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Разработка стратегии всегда исходит из поставленной цели. Нет цели - не может быть и стратегии. Развитие организационной культуры - это средство достижения цели организации.

Если мы ставим перед организацией новую цель, необходима и новая организационная культура, обеспечивающая достижение этой цели. А достижение новых целей обеспечивается или введением новых норм и принципов организации поддерживаемых санкциями, или формированием новой культуры персонала, соответствующей новым целям - формированием новой организационной культуры. Первый путь, как давно уже признано - неэффективен. Второй требует того, чтобы новые нормы и принципы стали внутренними нормами персонала действующими на подсознательном уровне, а это обеспечивается только тогда, когда эти новые нормы обеспечивают наиболее полное удовлетворение личных потребностей человека.

Соответственно стратегия формирования и развития организационной культуры организации заключается в создании таких норм и принципов деятельности, которые бы обеспечивали не только достижение целей организации, а и достижение личных целей персонала - это для него первично.

Стр. <<   1 2 3 4 5


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организационная культура", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

23.03.2021 Разработка регламентов предприятия
Организационная документация и регламенты предприятия. Разработка регламентов предприятия ... далее

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021