О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
>Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Консалтинговый отчет по договору консалтинговых услуг

Гарантии наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методическая поддержка и консалтинговое сопровождение Заказчика


Наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

>
Тел. 8 (495) 998-85-99
Наши статьи "Стратегическое управление":

Разработка и реализация эффективной стратегии

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №11 2014 г. с. 19-24.

Введение
 
Стратегическое управление прочно вошло в систему управления нашими предприятиями. Альтернатив ему практически не существует. Однако, если приглядеться, многие авторы понимают этот термин совершенно специфически, порой даже так, что стратегическое управление там и разглядеть невозможно. В теории разбираться достаточно сложно и мы постарались рассмотреть вопросы стратегического управления на практике. Это вопросы постановки цели, модели предприятия на которой можно рассматривать поставленные вопросы, декомпозиции цели предприятия и разработки стратегии, композиции цели и реализации стратегии, корректирующих и предупреждающих действий, изменения организации в ходе реализации стратегии.
 
1. Постановка цели
 
Деятельность предприятия – это постановка цели, разработка и реализация стратегии достижения поставленной цели. При этом реализация стратегии требует постоянного контроля достижения результата, контроля внутренней и внешней среды. Причем на всех уровнях иерархии предприятия [1]. А по достижении результата – постановка новой цели и получение нового результата.
 
При этом цель, должна быть достижима, а достижимость цели определяется в первую очередь организацией деятельности предприятия, принципами, заложенными в его организацию, его организационной культурой. Если мы ставим цель «от достигнутого», то проблем нет. Если же мы ставим перед предприятием существенно более высокую цель (а в потенциале наши предприятия могут иметь эффективность в среднем в 3-4 раза выше достигнутой), то возникают неизбежные проблемы: сможет ли предприятие достичь более высоких целей, и что для этого требуется. Более высокая цель может быть достигнута только на новых принципах и новой организации, если же мы их не изменим, то не изменится и достижимая цель. Методом проб и ошибок решать данный вопрос невозможно.

Для этого необходимо смоделировать процесс достижения поставленной высокой цели на новых принципах деятельности и при новой организации, да и найти саму эту организацию на модели.
Проблема в том, что социальные организации, к которым относятся все предприятия, не соответствуют моделям ни теории автоматического управления, ни даже кибернетики. Если собственник возьмет да и поставит перед руководителем предприятия цель втрое-вчетверо выше достигнутой ранее, что он услышит? Только множество причин по которым это невозможно. И будет по своему прав. Тоже самое будет и если руководитель предприятия поставит такие цели перед своими топ-менеджерами, и т.д.
 
Такие вопросы может решить только социо-кибернетическая модель организации [2], которая включает в себя личность человека с его компетенциями, личными целями, культурой и памятью. К сожалению, это не математическая модель и моделирование возможно только с участием человека или его социальной модели.
 
2. Социо-кибернетическая модель организации
 
Социо-кибернетическая модель организации – это рекурсивная модель в которой все подчиненные подразделения могут рекурсивно раскрываться до самого нижнего уровня (рис. 1). При этом самый нижний структурный элемент включает средства производства и, естественно, не раскрывается далее (рис. 2).

Рисунок 1. Рекурсивная социо-кибернетическая модель организации [2].

 
Рис. 2. Модель Производственного элемента – самого нижнего структурного элемента. Линии связи по преобразованию входа в выход даны условно [2].
 
На всех моделях присутствует «структурное подразделение», которое и раскрывается рекурсивно, его модель приведена на рис.3.


Рис. 3. Модель структурного подразделения, входящего в рекурсивную модель, как официально выделенного органа управления частью организации [2].
 
Предположим, что структурный элемент 100 (рис.1) – это предприятие в целом, а структурные элементы 1n0 – это подразделения верхнего уровня иерархии, двунаправленные стрелки от которых идут на подразделения нижнего уровня иерархии, и так до самого нижнего уровня иерархии.
 
Управление и движение материальных средств в модели на уровнях производственных цехов изображено на рис. 4.
 

Рис. 4. Управление и движение материальных ресурсов в модели организации [2].
 
На самом нижнем производственном уровне мы получаем процесс превращения материальных ресурсов в продукцию предприятия. Вся верхняя надстройка – это, фактически, организация и управление этим процессом. Организация и управление, отталкивающиеся от цели предприятия и принятой стратегии ее достижения.
 
На вход модели (рис. 4) поступают от собственника (незавершенный верхний левый элемент) цели, принципы деятельности (в т.ч. миссия), ресурсы, собственник получает отчеты и результаты деятельности.
 
Вернемся к вопросу что будет, если собственник возьмет да и поставит перед руководителем предприятия цель втрое-вчетверо выше достигнутой ранее, точнее – как это следует правильно сделать. Исходя из этой модели новая цель, которая ставится руководителю предприятия (да и любому руководителю и сотруднику), новые принципы, должны соответствовать его компетенциям, его личным целям, его культуре, а в его памяти не должно быть случаев, когда к нему относились с нарушениями этики (а если были, то вопрос должен быть разрешен). Проблема в том, что новые цели и принципы требуют изменения культуры, а это длительный процесс (особенно на верхних уровнях иерархии), поэтому на этапе постановки цели необходимо выработать мотив в достижении поставленной цели, в изменении принципов деятельности, в определении этих новых принципов деятельности. Если это будет сделано, то руководитель аналогично поставит новые цели и принципы перед своими подчиненными, и так до самого нижнего уровня иерархии. Процесс этот итерационный. Нижние уровни могут встречно подавать предложения по изменению целей как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. И если высокие цели предприятия будут соответствовать и их личным целям, то они будут выдвигать максимально достижимые цели.
 
Другая проблема в том, что невозможно просто так сказать достижима цель, или нет. Нужно смоделировать стратегию ее достижения при наиболее эффективной для этого организации. Таким образом мы строим не «дерево целей», а «дерево стратегий», и строим и само это «дерево». Данный процесс подробно описан в нашей статье «Разработка эффективной стратегии и структуры предприятия – практическая пошаговая методика» [3].
Таким образом, решение вопроса о постановке цели предприятия – это, фактически, вопрос разработки стратегии его деятельности по достижению поставленной цели, и организации эффективной деятельности. Без этого можно ставить только цели «от достигнутого». 
 

__________________
Версия для печати




Наши новые статьи

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © ООО «КОРПСИС», 2006-2020